дело № 2-5135-12 о предоставлении жилого помщения



Дело № 2-5135-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2012 г. г.Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Барановой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Анкудиновой ФИО8 к Администрации городского округа «город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском о защите установленного федеральным законодательством права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, мотивируя тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Забайкальского районного суда Читинской области г. Читы от 01.12.1998 года мать Анкудиновой лишена в отношении неё родительских прав. Отец записан со слов матери. В связи с отсутствием родительского попечения несовершеннолетняя Анкудинова Е.Ю. была определена в детское государственное учреждение. Истец поставлена в администрации городского округа «Город Чита» на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем нарушено её право на жилище. Просила обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей (Анкудиновой Е.Ю.) жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы, размером не менее 25 м2 общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление Анкудиновой Е.Ю. указанной жилой площади.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленном письменном отзыве просила в удовлетворении требований отказать, мотивируя тем, что в 2012 году субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, городскому округу «Город Чита» не поступала. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2100 человек. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, неправомерно требование о предоставлении жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры. Согласно ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Таким образом, могут быть предоставлены жилые помещения, как в виде квартиры, так и в виде части квартиры, жилого дома, а также в виде комнаты. Это право соответствующего органа власти решать, исходя из имеющегося в наличии свободного жилого фонда, какое именно жилое помещение предоставлять гражданину. У суда не имеется правовых оснований для лишения органов власти данного права.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, о чем представила заявление, представила возражения на исковые требования, в соответствии с которыми указывает, что государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа «Город Чита». Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, о чем представила заявление. Из отзыва на исковые требования следует, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год, на указанные цели. На 2012 год Законом Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья предусмотрено 50 638,8тыс. руб. Администрации городского округа «Город Чита» предусмотрены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 12 039 500,0 руб. Предоставление жилья детям-сиротам, в том числе Анкудиновой Е.Ю., является обязанностью органов местного самоуправления. Кроме того, истец вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). Просил в иске отказать.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

На основании ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что Анкудинова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца лишена родительских прав (л.д.___), отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д.____).

Постановлением Главы администрации Забайкальского района несовершеннолетняя Анкудинова Е.Ю. определена в детское государственное учреждение (л.д.______). В последующем Анкудинова Е.Ю. находилась на полном государственном обеспечении в государственном учреждении, затем проходила обучение в Забайкальском краевом училище культуры (л.д._____)..

Вследствие истица поставлена в Администрации городского округа «Город Чита» на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (л.д.___), однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем нарушено её право на жилище.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «город Чита» предоставить Анкудиновой ФИО10 по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в пределах г.Читы, отвечающей санитарным и техническим нормам и правилам, площадью не менее 25 кв.м..

Возложить на правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность в случае невозможности предоставления Анкудиновой ФИО11 жилого помещения по причине отсутствия свободного жилого фонда предусмотреть финансирование расходов по приобретению жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Решение изготовлено 31 августа 2012 г.

Судья: Р.Т.Аксаненко