«19» сентября 2012 г. Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Корсуна В.И., Оленникова П.С., Степанова В.П., Семенова А.Н., Каправлова Е.С. к ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд с исками в интересах вышеуказанных лиц, ссылаясь на то, что данные лица являются инвалидами, в связи с чем нуждаются в технических средствах реабилитации, однако в нарушение требований законодательства до настоящего времени данными средствами не обеспечены. Просил суд обязать ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить следующими техническими средствами реабилитации: Корсуна В.И. – кресло-стулом с санитарным оснащением пассивного типа, тростью четырехопорной, регулируемой по высоте, поручнями для самоподнимания, линейными, Оленникова П.С. – ходунками, кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами), вес инвалида 75 кг, Степанова В.П. – ходунками-опорой, креслом с санитарным оснащением пассивного типа, Семенова А.Н. – тростью опорной, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения, рост инвалида 170 см, Капралова Е.С. – тростью четырехопорной, регулируемой по высоте. Указанные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от Корсуна В.И. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов. В судебном заседании помощник прокурора Вецина Т.А. от исковых требований, заявленных в интересах Семенова А.Н. по обеспечению его техническим средством реабилитации в виде трости опорной, отказалась в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований, отказ прокурора принят судом, производство по делу в указанной части прекращено. Требования в остальной части поддержала, суду пояснила, аналогичное изложенному в исках. Представитель ответчика ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» Совпель Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании представила возражения в письменном виде, требования в части обеспечения Корсуна В.И. и Капралова Е.С. тростью четырехопорной признала, требования в остальной части не признала, суду пояснила, что с 01 января 2012 года фонд исполняет полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам. Истцам выданы направления на получение соответствующих технических средств реабилитации в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации, ввиду чего обязательства по обеспечению техническими средствами реабилитации у фонда перед истцами отсутствуют. Просила в удовлетворении исковых требований оказать. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено и ответчиком в ходе судебного заседание не оспаривалось, что Корсун В.И., Оленников П.С., Степанов В.П., Капралов Е.С. являются инвалидами, в связи с чем согласно индивидуальным программам реабилитации инвалида, выданным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, нуждаются, в частности, в следующих технических средствах реабилитации: Корсун В.И. – в кресло-стуле с санитарным оснащением пассивного типа, трости четырехопорной, регулируемой по высоте, поручнях для самоподнимания, линейных, Оленников П.С. – в ходунках, кресло-стуле с санитарным оснащением (с колесами), вес инвалида 75 кг, Степанов В.П. – в ходунках-опоре, кресло-стуле с санитарным оснащением пассивного типа, Капралов Е.С. – в трости четырехопорной, регулируемой по высоте. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статьей 2 указанного закона социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграцию в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (ст. 9 указанного закона). В соответствии с положениями ст. 10 названного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом к техническим средствам реабилитации инвалидов относят устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ст.11.1 закона). Согласно статье 11.1 вышеназванного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. В соответствии с п.2-4 данных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе, по инвалидности. Корсун В.И. 20 февраля 2012 года, Оленников П.С. 20 февраля 2012 года, Степанов В.П. 23 апреля 2012 года, Капралов Е.С. 02 февраля 2012 года обратились в Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении им соответствующих технических средств реабилитации, что подтверждается копиями представленных заявлений. Однако до настоящего времени они не обеспечены следующими техническими средствами реабилитации: Корсун В.И. - кресло-стулом с санитарным оснащением пассивного типа, тростью четырехопорной, регулируемой по высоте, поручнями для самоподнимания, линейными, Оленников П.С. – ходунками, кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами), Степанов В.П. – ходунками-опорой, кресло-стулом с санитарным оснащением пассивного типа, Капралов Е.С. – тростью четырехопорной, регулируемой по высоте, что в ходе судебного заседания представителем ответчика не оспаривалось. Представленные ответчиком направления на получение либо изготовление указанных технических средств реабилитации не свидетельствуют о получении истцами данных технических средств реабилитации. В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, трости опорные, опоры, поручни, кресла-стулья с санитарным оснащением, относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалидам за счет средств федерального бюджета. Таким образом, непредставление указанным лицам необходимых им технических средств реабилитации нарушает их права на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.09.2011г. № 1041н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников. В соответствии с п. 12 данного регламента предоставление названной государственной услуги осуществляется Фондом через территориальные органы Фонда. Таким образом, обязанность по обеспечению истцов определенными техническими средствами реабилитации, соответствующими их индивидуальным программам реабилитации, должна быть возложена именно на ответчика ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации». При этом согласно пп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Ввиду чего довод ответчика о том, что обязательства фонда по обеспечению техническими средствами реабилитации перед истцами выполнены, поскольку фондом истцам были выданы направления на получение соответствующих технических средств реабилитации, суд находит несостоятельным. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание необходимость определенных финансовых и временных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Корсуна В.И., Оленникова П.С., Степанова В.П., Каправлова Е.С. удовлетворить. Обязать ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить следующими техническими средствами реабилитации: Корсуна В.И. - кресло-стулом с санитарным оснащением пассивного типа, тростью четырехопорной, регулируемой по высоте, поручнями для самоподнимания, линейными, Оленникова П.С. – ходунками, кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами), вес инвалида 75 кг, Степанова В.П. – ходунками-опорой, кресло-стулом с санитарным оснащением пассивного типа, Каправлова Е.С. – тростью четырехопорной, регулируемой по высоте. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков