Дело № 2-5405-12 о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения



Дело № 2-5405/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2012 года                                                                                г.Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего                  Лоншаковой Т.В.

при секретаре                                   Голобоковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурзина А.Н., Мурзиной Е.О., действующей за себя и как законный представитель ФИО1, ФИО2 к администрации городского округа «Город Чита», администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Мурзин А.Н. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что проходит военную службу в военной автомобильной инспекции (территориальной), состоит в очереди на получение жилого помещения в 4 отделе ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения». В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 13.10.2011 №1850 истцу было выделено специализированное жилое помещение по адресу: <адрес>, ранее занимаемое ФИО9, который в настоящее время выехал на другое место жительства.

Указанное жилое помещение ранее находилось на балансе ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», на данный момент передано в муниципальную собственность городского округа «Город Чита». Поскольку ответчик Администрация Центрального административного района городского округа «Город Чита» отказывается заключить с ним (Мурзиным А.Н.) договор найма вышеуказанного служебного жилого помещения, ссылаясь на то, что администрация городского округа не наделена полномочиями по заключению договоров служебного найма с военнослужащими, истец просил суд признать за собой право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ним и членами его семьи договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу.

В судебном заседании истец, настаивая на заявленных требованиях, поддержал вышеизложенное, просил иск удовлетворить.

Представители ответчиков администрации городского округа «Город Чита», администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

От представителя ответчиков Печак О.Ю., действующей по доверенности, поступило возражение на исковое заявление, в котором указывает на то, что служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами органом местного самоуправления, муниципальными учреждениями, или в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления. Поскольку военнослужащие являются федеральными государственными служащими, связаны с трудовыми правоотношениями с федеральными органами государственной власти, а не с органами местного самоуправления, поэтому предоставление им служебных жилых помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти. Кроме того, указала на то, что при передаче в муниципальную собственность служебных жилых помещений, последние утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Использование же жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. В отношении спорного жилого помещения собственник решения о присвоении ему статуса служебного не принимал. На основании изложенного просила в иске отказать.

Третье лицо 4 отдел ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», надлежаще извещенное о дате и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просило.

Суд, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Заслушав истца, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ, статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством РФ. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

В силу положений ст. 15 указанного Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно п.5 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Судом установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что Решением начальника 4 отдела ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» от 27 июня 2012 года истцу Мурзину А.Н. (звание - подполковник), проходящему военную службу в ВАИ (территориальное), на состав семьи из 4 человек выделено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.____). Ранее в указанном жилом помещении вместе с членами своей семьи проживал ФИО9, который выехал на другое место жительства.

Из материалов дела следует, что в настоящее время спорное жилое помещение значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита».

При этом суд исходит из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушать прав военнослужащих на получение и пользование освободившимся жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд полагает требование истца о признании за ним права пользования спорным жилым помещением законно и обоснованно, несмотря на то, что в настоящее время данное жилое помещение входит в состав муниципального жилищного фонда.

Кроме того, в своем определении от 25 декабря 2003 года №453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан. проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Как указывалось выше, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом.

При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

Таким образом, учитывая вышеизложенное и в соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцом подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими может быть заключен только договор найма служебного жилого помещения.

Однако, несмотря на признание за истцом права пользования жилым помещением, суд находит требование Мурзина А.Н. о понуждении администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить договор найма служебного жилого помещения не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают договор найма служебного жилого помещения с Министерством Обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Администрация Центрального административного района городского округа «Город Чита» таким органом не является.

В связи с указанным у суда отсутствуют основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по заключению договора найма служебного жилого помещения с истцом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Признать за Мурзиным А.Н., Мурзиной Е.О., ФИО1, ФИО2 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора найма служебного жилого помещения.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца дней путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Мотивированное решение изготовлено 3 сентября 2012 года.

Судья Лоншакова Т.В.