Дело № 2-5403/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 сентября 2012 года Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Лоншаковой Т.В. при секретаре Голобоковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Фофановой В.Б. из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Обратившись в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор ссылается на следующие обстоятельства. Фофанова В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с отсутствием родительского попечения над Фофановой В.Б., она была определена в детское государственное учреждение, при этом за нею было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Вследствие утраты указанного жилого помещения Фофанова В.Б. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением с 2011 года, ее учетный номер – №, до настоящего времени жильем не обеспечена. В связи с указанным прокурор просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Фофановой В.Б. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Чита, размером не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и иным требованиям, на условиях социального найма; обязать Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края профинансировать предоставление Фофановой В.Б. жилого помещения за счет бюджета (казны) Забайкальского края. В судебном заседании представитель процессуального истца Вецина Т.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Материальный истец Фофанова В.Б. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. От представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленных возражений на иск следует, что ответчик иск не признает, ссылаясь на то, что администрация городского округа не обязана решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Указала на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, и обеспечивается органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Кроме того, названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Поскольку средства на предоставление жилья предусмотрены органом исполнительной власти субъекта РФ в объеме, явно недостаточном для обеспечения всех нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а также из-за отсутствия свободного жилого фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м., обеспечить указанную категорию граждан жилыми помещениями не представляется возможным. В связи с указанным просила в иске отказать в полном объеме. Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщил. От представителя по доверенности Гудковой Н.Г. через канцелярию суда поступил мотивированный отзыв, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края, указав, что данный орган исполнительной власти не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, полагая, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью городского округа «Город Чита». Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представила соответствующее заявление. Кроме того, представила возражения на иск, указав в них, что, поскольку Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, так как полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, просил в иске к Правительству Забайкальского края отказать. Суд, с учетом мнения процессуального истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание. Заслушав истца, исследовав материалы дела и оценив в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства и отцовства и детства. В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно положениям части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах, прекращении опеки, по окончании службы в Вооруженных силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу ст.5 вышеуказанного закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект РФ. Как установлено в суде и усматривается из материалов дела, Фофанова В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно Свидетельству о смерти, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец в свидетельстве о рождении Фофановой В.Б. записан со слов матери. На основании Постановления управляющего Ингодинским административным округом г.Читы № от 1 июня 20000 года Фофанова В.Б. была определена в государственное учреждение. При этом за Фофановой В.Б. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно Акту обследования от 14.03.2008, составленному комиссией по результатам осмотра указанного жилого дома, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, разрушен полностью, от него остался только фундамент, в связи с чем непригоден для проживания. Из сообщения администрации городского округа «Город Чита» от 14.12.2011 года следует, что Фофанова В.Б. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, с 28 сентября 2011 года, ее учетный номер - № (л.д.____). Согласно данным Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.02.2012 года, права Фофанова В.Б. на имеющиеся у нее объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрированы (л.д.____). Принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующее заключение договора социального найма в силу ст.ст. 49 и 52 ЖК РФ входит в обязанность органов местного самоуправления. Администрация городского округа «Город Чита» является органом исполнительной власти, в чью обязанность входит обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, исковые требования прокурора, обратившегося в интересах Фофановой В.Б. к ответчику – администрации городского округа «Город Чита», являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Данная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена исполнительный орган субъекта РФ или, тем более, на финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не полномочны на заключение договоров социального найма. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Следовательно, при возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья, на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края должна быть возложена обязанность финансового обеспечения по предоставлению жилья. Полагая заявленные истцом требования обоснованными, суд учитывает п.п.5-9 ст.57 ЖК РФ, Решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого ФИО10 жилья не должна быть менее 25 кв.м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ингодинского района г.Читы удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Фофановой В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма. Возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края за счет денежных средств, выделенных на эти цели расходов, администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Фофановой В.Б. жилого помещения. Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы. Судья Лоншакова Т.В.