Дело № 2-5702/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 сентября 2012 года Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Лоншаковой Т.В. при секретаре Голобоковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы в интересах Буркова Д.В. из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Обратившись в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор ссылается на следующие обстоятельства. Бурков Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Железнодорожного районного Совета народных депутатов № от 05.11.1985 Бурков Д.В. был определен в детское государственное учреждение как оставшийся без попечения родителей. На учете в качестве нуждающегося в получении жилья Бурков Д.В. состоит с 19.10.1998 года, его учетный номер – №, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечен. В связи с указанным прокурор просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Буркову Д.В. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Читы размером не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и иным требованиям, на условиях социального найма; обязать Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края профинансировать предоставление Буркову Д.В. жилого помещения за счет бюджета (казны) Забайкальского края. Процессуальный истец в судебное заседание не явился, от прокурора Железнодорожного района г.Читы поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования просит удовлетворить в полном объеме. Материальный истец Бурков Д.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду неизвестно. От представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В представленных на иск возражениях ответчик иск не признал, сославшись на то, что администрация городского округа не обязана решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Указала на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, и обеспечивается органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Кроме того, названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Поскольку средства на предоставление жилья предусмотрены органом исполнительной власти субъекта РФ в объеме, явно недостаточном для обеспечения всех нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а также из-за отсутствия свободного жилого фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м., обеспечить указанную категорию граждан жилыми помещениями не представляется возможным. В связи с указанным просила в иске отказать в полном объеме. Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил просит рассмотреть дело отсутствие представителя. От представителя по доверенности Каменевой Л.В. через канцелярию суда поступил мотивированный отзыв, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края, указав, что данный орган исполнительной власти не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, полагая, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью городского округа «Город Чита». От представителя ответчика Правительства Забайкальского края Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, поступили возражения на иск, в которых указано на то, что поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений указанным категориям детей переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, то Правительство Забайкальского края по данному делу является ненадлежащим ответчиком. Просила в иске отказать. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание. Исследовав материалы дела и оценив в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства и отцовства и детства. В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно положениям части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах, прекращении опеки, по окончании службы в Вооруженных силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу ст.5 вышеуказанного закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект РФ. Как установлено в суде и усматривается из материалов дела, Бурков Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Железнодорожного районного народного суда г.Читы от 04.11.1985 года, Бурков Д.В. был отобран у матери ФИО10., отец в свидетельстве о рождении истца записан со слов матери. На основании Решения исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов от 05 ноября 1985 года № Бурков Д.В. был определен в детское государственное учреждение, при этом до определения в указанное учреждение за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Как следует из материалов дела, в настоящее время указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности иному лицу, а именно ФИО7, дата регистрации права собственности – 23.09.2004 г. Из сообщения администрации городского округа «Город Чита» от 17.07.2012 года следует, что Бурков Д.В. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, с 19 октября 1998 года, его учетный номер - № (л.д.____). Согласно уведомлению КГУП «Забайкальское БТИ» от 07.08.2012, по данным технического учета на территории г.Читы и Читинского района Забайкальского края Бурков Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеет (л.д.___). Согласно уведомлению Управления Росреестра по Забайкальскому краю от 16.07.2012 года, Бурков Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеет. Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нуждаемости истца в получении жилого помещения нашел свое подтверждение, доказательств иного суду не представлено. Принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующее заключение договора социального найма в силу ст.ст. 49 и 52 ЖК РФ входит в обязанность органов местного самоуправления. Администрация городского округа «Город Чита» является органом исполнительной власти, в чью обязанность входит обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, исковые требования прокурора, обратившегося в интересах Буркова Д.В. к ответчику – администрации городского округа «Город Чита», являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Данная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ или, тем более, на финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не полномочны на заключение договоров социального найма. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Следовательно, при возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья, на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края должна быть возложена обязанность финансового обеспечения по предоставлению жилья. Полагая заявленные истцом требования обоснованными, суд учитывает п.п.5-9 ст.57 ЖК РФ, Решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого ФИО11 жилья не должна быть менее 25 кв.м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Читы, действующего в интересах Буркова Д.В., удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Буркову Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма. Возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края за счет денежных средств, выделенных на эти цели расходов, администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Буркову Д.В. жилого помещения. Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы, представления в Центральный районный суд г.Читы. Судья Лоншакова Т.В.