Дело № 2-5707-12 о предоставлении вне очереди жилого помещения



Дело № 2-5707/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2012 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.

при секретаре Питаевой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Кузьмина М.О. из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении вне очереди жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмин М.О. обратился в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что с 1993 по 2005 годы он являлся воспитанником Балейского детского дома-школы, после чего был направлен на обучение в профессиональное училище г. Шилка. Просит предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека размером не менее 25 кв.м., обязать Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края профинансировать предоставление жилого помещения за счет бюджета (казны) Забайкальского края.

В судебном заседании Кузьмин М.О. исковые требования полностью поддержал и пояснил, что попал в детский дом, после того, как его мать приговорили к наказанию в виде лишения свободы и лишили родительских прав. В настоящее время истец работает, собственного жилья не имеет, проживает с братом в общежитии. Отца никогда не знал, он был записан со в свидетельстве о рождении со слов матери. Несмотря на то, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья, администрации городского округа «Город Чита» жилое помещение ему не предоставляет, ссылаясь на отсутствие свободного жилого фонда.

От представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В представленных на иск возражениях ответчик иск не признал, сославшись на то, что администрация городского округа не обязана решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Указала на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, и обеспечивается органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Кроме того, названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Поскольку средства на предоставление жилья предусмотрены органом исполнительной власти субъекта РФ в объеме, явно недостаточном для обеспечения всех нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а также из-за отсутствия свободного жилого фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м., обеспечить указанную категорию граждан жилыми помещениями не представляется возможным. В связи с указанным, просила в иске отказать в полном объеме.

Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. От представителя по доверенности Бондаренко И.А. поступил мотивированный отзыв, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края, указав, что данный орган исполнительной власти не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, полагая, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью городского округа «Город Чита».

От представителя ответчика Правительства Забайкальского края Елизовой Н.Е., действующей на основании доверенности, поступили возражения на иск, в которых указано на то, что поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений указанным категориям детей переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, то Правительство Забайкальского края по данному делу является ненадлежащим ответчиком. Просила в иске отказать.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно положениям части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах, прекращении опеки, по окончании службы в Вооруженных силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.5 вышеуказанного закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Обязательство профинансировать осуществление гарантий, предоставляемых детям-сиротам, возлагается на субъект РФ.

Как установлено в суде и усматривается из материалов дела, Кузьмин М.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается пояснениями самого истца, справкой из Балейского детского дома-школы. Кроме того, данный факт не опровергнут ответчиками.

Жилое помещение за Кузьминым М.О. не закреплялось в связи с отсутствием его у родителей. С 2005 года Кузьмин М.О. обучался в Профессиональном училище г.Шилка, которое в настоящее время окончил, однако жилое помещение Кузьмину М.О. предоставлено не было и не предоставлено до настоящего времени.

Из сообщения администрации городского округа «Город Чита» от 16.07.2012 года следует, что Кузьмин М.О. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, с 7 сентября 2007 года, его учетный номер – (л.д.____).

Согласно уведомлению КГУП «Забайкальское БТИ» от 06.08.2012, по данным технического учета на территории г.Читы и Читинского района Забайкальского края Кузьмин М.О.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеет (л.д.___).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нуждаемости истца в получении жилого помещения нашел свое подтверждение, доказательств иного суду не представлено.

Принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующее заключение договора социального найма в силу ст.ст. 49 и 52 ЖК РФ входит в обязанность органов местного самоуправления.

Администрация городского округа «Город Чита» является органом исполнительной власти, в чью обязанность входит обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, исковые требования Кузьмина М.О. к ответчику – администрации городского округа «Город Чита», являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Данная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ или, тем более, на финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не полномочны на заключение договоров социального найма.

Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края.

Следовательно, при возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья, на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края должна быть возложена обязанность финансового обеспечения по предоставлению жилья.

Полагая заявленные истцом требования обоснованными, суд учитывает п.п.5-9 ст.57 ЖК РФ, Решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого жилья не должна быть менее 25 кв.м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

Доводы представителя Министерства финансов о том, что производство по данному дело подлежит прекращению в связи с тем, что по решению суда на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в срок до 31 декабря 2015 года, суд полагает несостоятельными, поскольку ответчиком каких-либо доказательств в обоснование заявленных доводов представлено не было, истец стороной по указанному ответчиком гражданскому делу не являлся, следовательно, его жилищные права должны быть соблюдены в соответствии с требованиями законодательства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кузьмина М.О. удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Кузьмину М.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма.

Возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края за счет денежных средств, выделенных на эти цели расходов, администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Кузьмину М.О. жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы, представления в Центральный районный суд г.Читы.

Судья Лоншакова Т.В.