Дело № 2-4955-12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «20» августа 2012 г. Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В. при секретаре Мамонтовой Т.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора, поданному в интересах лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Соловьевой ФИО7 к администрации МР «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в Читинский районный суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Соловьева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей. В связи с отсутствием родительского попечения она была определена в детское государственное учреждение. Жилое помещение за ней не закреплялось. Она встала на учет в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, вместе с тем жилой площадью до настоящего времени не обеспечена. На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Соловьевой В.В. благоустроенное жилое помещение в черте г.Читы по договору социального найма общей площадью не менее 25 кв.м. и обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Определением Читинского районного суда дело передано в Центральный районный суд г.Читы для рассмотрения по подсудности. Прокурор уточнил свои требования и просил предоставить истцу жилое помещение на территории МР «Читинский район». В судебное заседание не явились представители прокуратуры и истец Соловьева В. В., которая просила рассмотреть дело без ее участия. В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, не явилась, в суд представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. На обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены достаточные субвенции в размере 2000 тыс. руб., которые перечислены в 2012 году администрации городского округа «Город Чита». Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Администрация МР «Читинский район» в судебное заседание своих представителей не направила, возражений против заявленных требований не представила. Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве полагает требования прокурора незаконными в связи с тем, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа «Город Чита». На 2012 год Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере 50638800 рублей, в том числе для администрации МР «Читинский район» - денежные средства в размере 2003000 рублей. Таким образом, все обязательства по выделению денежных средств исполнены. Просила признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к нему отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, администрации МР «Читинский район», прокурора и истца. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства). А также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди на основании договора социального найма. Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 Закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Соловьева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей. Ее мать умерла, отец находился в местах лишения свободы, а затем умер (л.д.12-13). В связи с отсутствием родительского попечения она была определена в детское государственное учреждение постановлением главы администрации Читинского района от 28 января 1993 года. Жилое помещение за ней не закреплялось (л.д.9). Постановлением администрации МР «Читинский район» она поставлена на учет в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения в администрации МР «Читинский район» (л.д._____). Тот факт, что истец не имеет в собственности иного жилого помещения, подтверждается соответствующими справками. То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета муниципального района «Читинский район» от 21.04.2006г. № 121 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому площадь предоставляемого истице жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к конкретному населенному пункту, изолированным, находиться на территории муниципального района «Читинский район» и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора, поданные в интересах лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Соловьевой ФИО8 удовлетворить. Обязать администрацию МР «Читинский район» предоставить лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Соловьевой Валентине Викторовне вне очереди благоустроенное жилое помещение в на территории МР «Читинский район» общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации МР «Читинский район» по приобретению жилья лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Соловьевой Валентине Викторовне за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Ануфриева Н.В.