Дело № 2-5209-12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «22» августа 2012 г. Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В. при секретаре Мамонтовой Т.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Зимина ФИО7 к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Зимин А.Л. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В период своего несовершеннолетнего возраста он остался без попечения родителей. Его родители были лишены родительских прав. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением управляющего Железнодорожного района г.Читы он был помещен в государственное учреждение, при этом за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Однако данное жилое помещение было продано, а затем - разрушено. В связи с этим он был поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающийся в жилом помещении. Жилой площадью до настоящего времени он не обеспечен. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и Правительство Забайкальского края предоставить ему жилое помещение вне очереди по договору социального найма в черте г. Читы и обязать Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья ему жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Затем истец уточнил исковые требования и просил администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ему жилое помещение вне очереди по договору социального найма в черте г. Читы и обязать Министерство финансов Забайкальского края и Правительство Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья ему жилья за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, от представителя по доверенности Л.В. Каменевой в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2011 года № 611-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере 50 638,8 тыс. руб., из которых администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 12039500 руб. Истец является лицом из числа детей-сирот и вправе требовать предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности при условии признания его малоимущим, от органов местного самоуправления. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Представитель администрации городского округа «Город Чита» по доверенности Зорина Ю.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, в суд представлен отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования ответчик не признает, мотивируя тем, что согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями являются государственными полномочиями субъекта РФ и обеспечиваются органами власти субъекта РФ. Данное государственное полномочие может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009 года администрация городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность детей-сирот в настоящее время более 2000 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. В связи с чем фактически передача государственных полномочий субъекта органам местного самоуправления указанным законом не состоялась. Из-за отсутствия достаточного финансирования и свободного жилья не представляется возможным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Просила суд в иске отказать. Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края по доверенности Елизова Н.Н. просила рассмотреть дело без ее участия, представила возражения на исковое заявление, в которых указала, что полномочия по обеспечению данной категории лиц жильем преданы органам местного самоуправления, организация бюджета данного органа возлагается на финансовый орган. Поэтому Правительство считает, что не является по делу надлежащим ответчиком, и просит в иске к нему отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, администрации ГО «Город Чита». В судебном заседании истец Зимин А.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные вышеизложенным, просил суд иск удовлетворить. Выслушав доводы истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди на основании договора социального найма. Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, истец в период своего несовершеннолетнего возраста он остался без попечения родителей. Его родители были лишены родительских прав. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением управляющего Железнодорожного района г.Читы от 2 июня 1999 года он был помещен в государственное учреждение, при этом за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д._____). Однако данное жилое помещение было продано (л.д._______), а затем – снесено, что подтверждается договором купли-продажи жилого помещения и актом обследования ГКУП «Забайкальское БТИ» от 24 июня 2010 года (л.д.________). Истец обратился с заявлением в комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» и был поставлен на учет как нуждающийся в получении жилого помещения, номер очереди 1778 (л.д.________). Истец жилого помещения на праве личной собственности не имеет, что подтверждается справками из КГУП «Забайкальское БТИ» и выпиской из ЕГРП. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Зимина ФИО8 удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Зимину ФИО9 вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья Зимину Андрею Львовичу за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Судья Н.В. Ануфриева