Дело № 2-5148-12 о признании незаконным Приказа МИнистерства соцзащиты от 02.03.2012 № 273, понуждении к действию. Иск удовлетворен



Дело№2-5149-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» августа 2012 года Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.

при секретаре Мамонтовой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Бессчастновой ФИО13 к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Шилкинский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением, указав в обоснование заявленных им требований на следующие обстоятельства.

Постановлением главы городского поселения «Первомайское» от 21 мая 2010 года Бессчастнова М.Е. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет граждан. Данное постановление никем не оспорено. Положения Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» дают истцу право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

27 марта 2012 года решением Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещении в собственность Бессчастновой М.Е.– вдове инвалида Великой Отечественной войны было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий. По мнению прокурора, выводы Министерства социальной защиты населения Забайкальского края являются неправомерными, так как сделаны без учета фактических обстоятельств, указывающих на проживание истца, находящейся в преклонном возрасте, имеющей ряд заболеваний, инвалида 2 группы, в неблагоустроенном жилом помещении, не имеющем водопровода, канализации, централизованного отопления. Прокурор просит признать истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить истцу единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность за счет федерального бюджета в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Определением суда третьим лицом по делу признана администрация городского поселения «Первомайское» МР «Шилкинский район».

Определением суда производство по делу в части требований о признании Бесчастновой М.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий прекращено.

В судебное заседание прокурор и истец не явились, суд вынес определение о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по доверенности Мусалимова О.С. исковые требования не признала, со ссылками на доводы отзыва. В отзыве указано, что истец обеспечена жильем более учетной нормы, установленном органом местного самоуправления – 14 метров на человека, так как она проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, общей площадью 42,2 метра. В данном жилом помещении зарегистрированы также ее внучка и правнучка. В акте обследования данного жилого помещения указано, что дом находится в удовлетворительном состоянии. Истец не представила в суд доказательств того, что проживающие с ней родственники не имеют в распоряжении, пользовании иного жилого помещения. Данные лица являются членами одной семьи, и для определения уровня обеспеченности необходимо установить суммарную площадь всех помещений членов семьи. Так как истец не может быть признана нуждающейся, то в отношении нее принято обоснованное решение об отказе в предоставлении выплаты.

Представитель третьего лица по доверенности Трубникова Г.А. исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что при решении вопроса о признании истца нуждающейся в жилье орган местного самоуправления учитывал, что она является лицом преклонного возраста, инвалидом, страдает рядом заболеваний, в связи с чем не может проживать в жилом помещении, не обеспеченном водопроводом, канализацией, централизованным отоплением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 472-р которым определено направить бюджетные ассигнования за счет средств, предусмотренных частью 5 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его

иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 2 Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае" право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют граждане, проживающие в Забайкальском крае, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 года «О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае»» принят Порядок ведения органами местного самоуправления учета отдельных категорий граждан (далее - ветераны Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий. s

Вышеназванным нормативным актом предусмотрено, что признание ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях предоставления мер социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что Бессчастнова М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны- Бесчастнова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы городского поселения «Первомайское» от 21 мая 2010 года истец признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет граждан.

Однако, решением Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 28 марта 2012 г. истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Отказ мотивирован тем, что она не представила документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, а именно: она обеспечена жильем выше предусмотренной органом местного самоуправления нормы на одного человека.

Проанализировав доводы данного отказа, суд приходит к выводу, что они не могут быть приняты во внимание.

Так, как следует из материалов дела, истец зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в ее собственности. Общая площадь жилого помещения составляет 42,2 кв.м. В указанном жилом помещении совместно с истцом проживают члены ее внучка Федорова И.Н. и правнучка Федорова Я.В. Таким образом, на каждого члена семьи приходится 14,06 кв.м. жилой площади, что незначительно выше установленной в городском поселении «Первомайское» учетной нормы площади жилого помещения в размере - 14 кв.м. (а не 7,6 кв. метра на человека, как указано в решении).

При постановке на учет истца как нуждающегося в жилье, орган местного самоуправления, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, обоснованно учел также тот факт, что истец проживает в неблагоустроенном жилом помещении, которое не обеспечено ни водопроводом, ни канализацией, ни централизованным отоплением. Истец в силу преклонного возраста (76 лет), и имеющейся инвалидности, не может проживать в таких жилищных условиях.

Решение органа местного самоуправления о постановке истца на учет как нуждающейся в жилье на момент рассмотрения дела не отменено в судебном порядке, в силу ст. ст.7, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», является обязательным для исполнения.

Таким образом, выводы комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, относительно того, что истец не представила документов, подтверждающих ее нуждаемость в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Органы государственной власти субъекта, на которые возложены обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обязаны действовать в рамках реализации Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и лишь в установленном законом порядке вправе ставить под сомнение деятельность органов местного самоуправления, которыми осуществляется учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. В данном случае постановление главы администрации городского поселения «Первомайское» от 21 мая 2010 года о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в соответствующий список граждан не отменено, в судебном порядке не оспорено.

Таким образом, истец является нуждающейся в жилом помещении, что установлено в соответствующем порядке, поэтому отказ комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов об отказе в производстве вдове инвалида Великой Отечественной войны Бесчастновой М.Е. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, является неправомерным.

Поэтому исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности предоставить ей меру социальной поддержки подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Бессчастновой ФИО14 меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Решение изготовлено в окончательной форме 24 августа 2012 года.

Судья Н.В. Ануфриева