взыскание премий



Дело № 2-2657/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2012 г. г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Федоровской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой ФИО6 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», узлу связи штаба армии в/ч 58147 о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул, взыскании премий и компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с указанным иском в соответствии с уточнениями, ссылаясь на следующее.

Куликова А.С. работала в должности телефониста МТС 80 узла связи штаба Сибирского военного округа.

В связи с введением нового штата с 01.12.2011 г. истица 11.10.2011 г. получила уведомление о предстоящем сокращении штата и своем последующем увольнении и 01.12. 2011 г. была уволена в связи с сокращением штатов на основании п.2 ст.81 ТК РФ.

Увольнение истица считает незаконным, так как нарушений трудовой дисциплины она не имела, но другая работа ей не предлагалась, заявление об увольнении с 30.11.2011 г. написано ею вынужденно, чем работодатель лишил ее права возможности трудиться в течение 2-х месяцев со дня уведомления об увольнении. Кроме того, работодатель не предоставил обоснования сокращения штатов, а именно, не представил приказ об увольнении и не предоставил изменения штатов организации.

Также при увольнении ей не выплачены квартальные премии за 3,4 квартал 2010 года, квартальные премии за 2011 год, премия по итогам 2011 года.

На основании изложенного истица просит восстановить ее на работе в в/ч 58147, взыскать невыплаченные денежные суммы-премии за 3 и 4 квартал 2010 г.-100000 руб., за 1,2,3,4 квартал 2011г. в размере 183 000 руб., заработную плату за вынужденный прогул в сумме 167 000 руб., премию по итогам работы в 2011 году, а также компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. за нарушение ее трудовых прав.

В судебном заседании истица заявленные требования уточнила, просила взыскать премии за 3 и 4 квартал 2010 г.-100000 руб., за 1,2,3,4 квартал 2011г. в размере 183 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., премию по итогам 2011 года, от требований о восстановлении на работе и взыскании оплаты за вынужденный прогул отказалась.

Отказ в части требований принят судом.

Представители ответчиков ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» Жеребцов А.Н. и в/ч 58147 Гудия А.С., действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении исковых требований отказать. В своих пояснениях указали, что Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает дополнительную выплату (премию) по результатам службы (работы) за счет экономии фонда оплаты труда. Данная выплата не является гарантированной, 80 узел связи в телеграмме о дополнительных выплатах отсутствует, значит, оснований для взыскания премий за 2010 и 2011 г. нет. Учитывая, что на момент издания приказа о выплате премии по итогам работы за 21011 г. истица не работала, оснований для выплаты ей премии, определяемой из размера экономии фонда оплаты труда, нет.

Истица работала в 80 узле связи штаба армии с 17.05.2006г..

Приказом Командира 80 узла связи № 229 от 01.12.2011 года истица уволена по сокращению штата по п.2 ст.81 ТК РФ (л.д.____), трудовую книжку получила 01.12.2011 г..

На основании Директивы Министра обороны РФ от 19.05.2011 г. № Д-044 и приказов Министра обороны РФ от 19.05.2011 г. № 741, № 742, Указания Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 29.06.2011 № 314/0/0723, Указаний начальника штаба-первого заместителя командующего войсками Восточного военного округа от 29.08.2011 г. № 32/10/0213 подлежали сокращению ряд должностей узла связи. Из Перечня организационных мероприятий, проводимых в соединениях и воинских частях связи в 2011 г. (к Указанию от 29.08.2011 г.) следует, что во исполнение директивы МО РФ от 19.05.2011 г. № Д-044 80 опорный узел связи штаба армии до 01.12.2012 г. подлежал переформированию.

Судом установлено, что после 01.12.2011 г. 80 Узел связи штаба армии переформирован в Узел связи штаба армии войсковой части 58147 (л.д. ), являющийся надлежащим ответчиком по делу.

Истица просит взыскать невыплаченные дополнительные выплаты (премию) за 3.4 квартал 2010 г., 1,2,3 квартал 2011 г. в размере 50000 руб. за каждый квартал, за 4 квартал 2011 пропорционально отработанному времени.

При рассмотрении требований о взыскании премий суд исходит из следующего.

Условия, источник и порядок выплаты материального стимулирования установлены Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 г. Москва «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее –Порядок).

Данным Порядком установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, военных округов. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п.1, 2). Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в управлении военных округов - на основании приказов командующих войсками военных округов, флотами. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами рапортов (п.6).

В адрес Управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю поступали телеграммы о выплате за счет экономии денежных средств, в том числе гражданскому персоналу в 2010 г. и в 2011 г..

Согласно пунктам 6 указанного Порядка дополнительное материальное стимулирование в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов соответствующих командиров.

Пунктом 11 приказа Министра обороны РФ № 1010 установлен перечень лиц, которые не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Как установлено, не оспорено ответчиками, истица к дисциплинарной ответственности не привлекалась, материальный ущерб Вооруженным Силам не причиняла.

Из смысла ст.135 ТК РФ следует, что система оплаты труда включает доплаты стимулирующего характера и систему премирования, которая устанавливается локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказ Министра обороны РФ № 1010 устанавливает дополнительное материальное стимулирование в виде премии, которые выплачиваются систематически за качественное, квалифицированное выполнение должностных обязанностей всему работающему гражданскому персоналу, за исключением лиц, указанных в вышеизложенном пункте 11.

Как установлено истица работала в 2010 г. и до 30.11.2011 г., к материальному стимулированию за указанный период не представлялась. При этом оснований, предусмотренных приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26 июля 2010 года, по которому работник не мог быть представлен к дополнительному стимулированию, в судебном заседании своего подтверждения не нашел, и данное обстоятельство представителями ответчика не оспаривалось.

Таким образом, действие приказа МО РФ № 1010 распространяется на истицу, выполнявшую работу в 2010 и 2011 годах.

Судом установлено, что дополнительные выплаты (премия) за 2010 г. производились в декабре 2010 г., за первый квартал 2011 г.- в июне 2011 г. (телеграмма от 23.06.2011 г., л.д._____), за второй квартал- в августе 2011г. (телеграмма от 13.08.2011 г., л.д._____), за третий и четвертый квартал в декабре 2011 г. (телеграмма от 09.12.2011 г., л.д._____).

Суммы денежных средств, которые просит взыскать истец, не были начислены, следовательно, к этим требованиям применяются положения ст. 392 ТК РФ с момента выплаты иным лицам, т.е. по премиям за 3, 4 кварталы 2011 года исчисляется с декабря 2010 года, по премии за 1 квартал 2011 года – исчисляется с июня 2011 года, по премии за 2 квартал 2011 года - с августа 2011 года.

В суд истица обратилась с требованиями о нарушении трудовых прав в марте 2012 г

Доказательств уважительности причины пропуска срока истица не представила.

С учетом положений ст. 392 ТК РФ о трехмесячном сроке для обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав работника, исковые требования в части взыскания денежных сумм за 2010 г. и первый, второй квартал 2011 г. удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Не находит суд оснований и для взыскания премии по итогам работы за 3, 4 кварталы 2011 г..

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» предоставлено руководителям федеральных органов исполнительной власти право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы) (пункт 7).

Пунктом 8 вышеназванного Указа установлено, что при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом выплата предусмотренной законодательством Российской Федерации при увольнении компенсации (выходного пособия, единовременной выплаты) осуществляется:…гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований - в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава и фондов оплаты труда работников и гражданского персонала соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ № 459 приказом Министра обороны РФ № 115 от 28 марта 2009 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Согласно вышеназванному Порядку дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала (п. 1).

В соответствии с пунктами 2, 4 данного Порядка расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется соответствующими финансово-экономическими органами по результатам исполнения утвержденных фондов за соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Данные премии не являются систематическими, Положениями о премировании не предусмотрены, следовательно, право на определение размера премий и лиц, подлежащих премированию, предоставлено органам федеральной исполнительной власти, к которым относится Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ.

Телеграммой Департамента социальных гарантий МО РФ от 9 декабря 2011 года, направленной в адрес начальника Управления финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю, предусмотрен порядок выплаты премии за счет экономии денежных средств за июль-декабрь 2011 г. (л.д.________). При этом, в телеграмме отсутствует указание о выплате премий гражданскому персоналу войсковых частей.

Таким образом, требования истца о взыскании премии за счет экономии денежных средств в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 1010 за период июль-декабрь 2011 года удовлетворению не подлежит.

Требование о взыскании премии стимулирующего характера из фонда экономии оплаты труда по итогам работы 2011 г. подлежит частичному удовлетворению на основании ст.135, 191 ТК РФ.

Как следует их сообщения ФБУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 23.12.2011 г. по результатам исполнения фонда оплаты труда гражданского персонала по итогам работы за 2011 г. 80 опорного узла связи Восточного военного округа выплата стимулирующего характера составила 830 908 руб. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в отдаленной местности (л.д.______ ).

На основании приказа командира войсковой части №58147 от 23.12.2011 г. № 317 гражданскому персоналу было выплачено материальное стимулирование по итогам работы за 2011 год (л.д._______).

Учитывая, что выплата произведена по итогам работы за 2011 г. всем работникам 80 узла связи, не уволенным на момент издания приказа, и то, что истица отработала 11 месяцев в 2011 г., она имееет право на получение указанной премии. Учитывая, что премия каждому работнику распределялась исходя из экономии фонда оплаты труда (830 908 руб.) и делилась на количество не уволенных работников, то к расчету суммы принимается количество гражданских лиц, работающих в 2011 г. - 253 человека.

Куликова 01.12.2011 уволена. Таким образом, подлежащая взысканию сумма премии по итогам за 2011 г. составит 3028,83 руб. (830908/253=3284,22 руб. на каждого работника отработавшего полный год; 3284,22 /248 рабочих дней в 2011 г.= 13,24 руб. –премия за один раб.день; 13,24*21 раб.дня за период с 01.12.2011 по 31.12.2011=278,04 руб.-премия за период после увольнения в 2011 г.; 3284,22 – 278,04=3006,18) *20%+30%=1503,09 руб.=4509,27 руб.

Учитывая, что Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда при нарушении трудовых прав работников, суд в силу ст.237 ТК РФ удовлетворяет требование о компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.12.2006) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Исходя из степени нравственных страданий, причиненных истцу, суд считает требование истца, подлежащими удовлетворению в размере 500 рублей..

Принимая во внимание, что войсковая часть 58147 зачислена на финансовое обеспечение в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", суд взыскивает денежные суммы с указанного ответчика.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Куликовой ФИО7 сумму премии 4509,27 руб., компенсацию морального вреда 500 руб..

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 09 июня 2012 г.

Судья Аксаненко Р.Т.