д.№2-5769-12 Решение по иску о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации



Дело № 2-5769-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«09» октября 2012 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах несовершеннолетних Перфильева Д.Е., Сулеймановой М.Р. к ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд с исками в интересах вышеуказанных лиц, ссылаясь на то, что данные лица являются детьми-инвалидами, в связи с чем нуждаются в технических средствах реабилитации, однако в нарушение требований законодательства до настоящего времени данными средствами не обеспечены. Просил суд обязать ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить следующими техническими средствами реабилитации: Перфильева Д.Е. – тутором на левый голеностопный сустав – 2 шт., тутором на правый голеностопный сустав – 2 шт., шиной Виленского, кресло-коляской прогулочной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, кресло-коляской комнатной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг., рост 98 см., Сулейманову М.Р. – кресло-стулом с санитарным оснащением пассивного типа, ортопедической обувью, тутором на левый голеностопный сустав, тутором на правый голеностопный сустав, опорой для стояния, опорой для сидения, кресло-коляской прогулочной для детей, больных ДЦП с массой тела 11 кг, рост 86 см.

Указанные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Впоследствии прокурор от исковых требований в части обеспечения Перфильева Д.Е. техническими средствами реабилитации в виде тутора на левый голеностопный сустав – 2 шт., тутора на правый голеностопный сустав – 2 шт., а также в части обеспечения Сулеймановой М.Р. техническими средствами реабилитации в виде кресло-стула с санитарным оснащением пассивного типа, ортопедической обуви, тутора на левый голеностопный сустав, тутора на правый голеностопный сустав, опоры для сидения, кресло-коляски прогулочной для детей, больных ДЦП с массой тела 11 кг, рост 86 см, отказался в связи с добровольным исполнением данных требований, данный отказ принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.

Таким образом, прокурором заявлены требования обязать ответчика обеспечить следующими техническими средствами реабилитации: Перфильева Д.Е. – шиной Виленского, кресло-коляской прогулочной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, кресло-коляской комнатной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, Сулейманову М.Р. – опорой для стояния.

Законные представители истцов - Филатова М.Н., Сулейманова Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании помощник прокурора Ташлыков А.В. от исковых требований в части обеспечения Перфильева Д.Е. техническим средством реабилитации в виде шины Виленского отказался в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований, представив соответствующий отказ заместителя прокурора, данный отказ принят судом, производство по делу в указанной части прекращено. Требования в остальной части поддержал, суду пояснил, аналогичное изложенному в исках.

Представитель ответчика ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» Совпель Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в настоящее время приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011г. № 1666н утвержден новый федеральный перечень технических средств реабилитации и сроки пользования данными средствами. В данный перечень «опора для стояния» не включена, следовательно, указанное техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду за счет средств фонда, в связи с чем прокурору в данной части иска следует отказать. Перфильеву Д.Е. на получение кресло-коляски прогулочной выдано направление на получение, ввиду чего обязательства у фонда в данной части отсутствуют. Просила в удовлетворении исковых требований оказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и ответчиками в ходе судебного заседание не оспаривалось, что Перфильев Д.Е. и Сулейманова М.Р. относятся к категории «ребенок-инвалид», в связи с чем согласно индивидуальным программам реабилитации инвалида, выданным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, нуждаются, в частности, в следующих технических средствах реабилитации: Перфильева Д.Е. – кресло- коляске прогулочной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, кресло- коляске комнатной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, Сулейманова М.Р. – опоре для стояния.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статьей 2 указанного закона социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграцию в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (ст. 9 указанного закона).

В соответствии с положениями ст. 10 названного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

При этом к техническим средствам реабилитации инвалидов относят устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ст.11.1 закона).

Согласно статье 11.1 вышеназванного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановление Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. В соответствии с п.2-4 данных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе, по инвалидности.

Законный представитель Перфильева Д.Е. – Филатова М.Н. 29 февраля 2012 года и законный представитель Сулеймановой М.Р. – Сулейманова Е.А. 18 апреля 2012 года обратились в Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении детям соответствующих индивидуальным программам реабилитации технических средств реабилитации, что подтверждается копиями представленных заявлений. Однако до настоящего времени указанные лица не обеспечены следующими техническими средствами реабилитации: Перфильев Д.Е. – кресло-коляской прогулочной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, кресло-коляской комнатной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, Сулейманова М.Р. – опорой для стояния, что в ходе судебного заседания представителем ответчика не оспаривалось.

Представленное ответчиком направление на получение Перфильевым Д.Е. кресло-коляски прогулочной не свидетельствует о фактическом получении истцом данного технического средства реабилитации.

В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, а также опоры относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалидам за счет средств федерального бюджета.

При этом ссылки представителя ответчика на приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011г. № 1666н суд находит необоснованными, а довод о том, что данным приказом «опора для стояния» не включена в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, услуг предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, ввиду чего не может быть предоставлена инвалиду за счет средств федерального бюджета - несостоятельным, поскольку указанный приказ Минздравсоцразвития РФ утверждает лишь сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, при этом не внося изменения в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета и не отменяя действия распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, которым названный федеральный перечень утвержден. Более того, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, может быть утвержден лишь Правительством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку все виды опор включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, требование прокурора об обеспечении Сулеймановой М.Р. техническим средством реабилитации в виде опоры для стояния, предусмотренным ее индивидуальной программой реабилитации является законным и подлежащим удовлетворению. То обстоятельство что указанный вид опор не включен в приказ об утверждении сроков пользования не лишает инвалида права ее получения.

Исходя из изложенного, непредставление указанным лицам необходимых им технических средств реабилитации нарушает их права на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.09.2011г. № 1041н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников. В соответствии с п. 12 данного регламента предоставление названной государственной услуги осуществляется Фондом через территориальные органы Фонда.

Таким образом, обязанность по обеспечению истцов определенными техническими средствами реабилитации, соответствующими их индивидуальным программам реабилитации, должна быть возложена именно на ответчика ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации».

При этом согласно пп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Ввиду чего довод ответчика о том, что обязательства фонда по обеспечению техническими средствами реабилитации перед истцами выполнены, поскольку фондом истцам были выданы направления на получение соответствующих технических средств реабилитации, суд находит несостоятельным.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание необходимость определенных финансовых и временных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах несовершеннолетних Перфильева Д.Е., Сулеймановой М.Р. удовлетворить.

Обязать ГУ «Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить следующими техническими средствами реабилитации: Перфильева Д.Е. – кресло-коляской прогулочной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, кресло-коляской комнатной для детей, больных ДЦП с массой тела 13 кг, рост 98 см, Сулеймановой М.Р. – опорой для стояния.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков