«09» октября 2012 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Министерства финансов Забайкальского края к Центральному районному отделу судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, УСТАНОВИЛ: Министерство финансов Забайкальского края первоначально обратилось в суд с заявлением, в котором просило суд признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 в части вынесения постановления от 27 июля 2012 года № 90067/12/34/75 о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края исполнительского сбора в сумме 5000 руб. Впоследствии Министерство финансов Забайкальского края требования уточнило, заявив иск об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 руб., установленного вышеуказанным постановлением, мотивируя следующим. Судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного на решение Приаргунского районного суда по делу о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот. В ответ на данное постановление Министерство финансов Забайкальского края 04 июля 2012 года направило в адрес судебного пристава заявление о прекращении исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, поскольку денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» администрации МР «Приаргунский район» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья в размере 1000000 руб. были направлены в бюджет МР «Приаргунский район» 14 марта 2012 года. В силу норм Бюджетного кодекса РФ выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу из числа детей-сирот не предусмотрено, субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта, а для обеспечения государственного полномочия. Финансирование из бюджета края не может осуществляться произвольно, формирование бюджета осуществляется с соблюдением требований законодательства, в том числе закона Забайкальского края «О бюджетном процессе в Забайкальском крае». Просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 от 27 июля 2012 года № 90067/12/34/75. В судебное заседание стороны не явились, представитель истца Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В. и представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю Поликутин Ю.С., действующие на основании доверенностей, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон. Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд приходит к следующему. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от из совершения регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве». Согласно ст. 2,4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что на основании исполнительного листа, выданного по решению Приаргунского районного суда, которым на Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации муниципального района «Приаргунский район» на предоставление ФИО2 жилого помещения, судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела судебных приставов г.Читы УФССП по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство, в котором должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования исполнительного документа. В связи с неисполнением Министерством финансов Забайкальского края требований исполнительного документа в добровольном порядке судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела судебных приставов г.Читы УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 27 июля 2012 года было вынесено постановление № 90067/12/34/75 о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края исполнительского сбора в размере 5000 руб. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона). Ч.6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора. Как усматривается из содержания вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю, его принятие было вызвано тем, что истцом в добровольном порядке не была исполнена обязанность своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов администрации муниципального района «Приаргунский район» на предоставление лицу из числа детей-сирот жилого помещения. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта. Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст. 4 указанного закона). В силу ст. 5 вышеназванного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009г. утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, жилой площадью», согласно данному порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год на указанные цели. На 2012 год законом Забайкальского края от 23.12.2011г. №611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью бюджету муниципального района «Приаргунский район» предусмотрены субвенции в размере 1000,9 тыс. руб. Данные денежные средства были перечислены Министерством финансов Забайкальского края в бюджет муниципального района «Приаргунский район» платежным поручением №1653535 от 14.03.2012г. Таким образом, Министерством финансов Забайкальского края субвенции, предназначенные на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, жилой площадью, перечислены в бюджет муниципального района «Приаргунский район» в размере, предусмотренном в бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год на указанные цели. Какие либо иные средства не предусмотренные законом о бюджете Министерством финансов на указанные цели перечислено быть не может. В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. Согласно п. 9.3.2 указанного положения Министерство финансов Забайкальского края организует исполнение бюджета края. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерство финансов Забайкальского края вправе перечислить в бюджет муниципального образования денежные средства в размере, предусмотренном законом о бюджете Забайкальского края на определенный финансовый год на соответствующие цели, и неисполнение Министерством финансов Забайкальского края в добровольном порядке требований исполнительного документа о своевременном и в полном объеме финансировании из бюджета Забайкальского края расходов администрации муниципального района «Приаргунский район» на предоставление ФИО2 жилого помещения в данном случае вызвано недостаточностью предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели субвенций, что свидетельствует об объективной невозможности Министерства финансов Забайкальского края исполнить исполнительный документ в установленный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и дает основание для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Министерства финансов Забайкальского края удовлетворить. Освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 от 27 июля 2012 года № 90067/12/34/75. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы. Судья В.Н. Новиков