Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 4 сентября 2012 г. Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Ануфриевой Н.В. при секретаре Иванове А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Филипповой ФИО8 к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: Истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В период своего несовершеннолетнего возраста она осталась без попечения родителей: ее отец умер, мать лишена родительских прав. Она была помещена в государственное учреждение, при этом за ней жилье не закреплялось. Она поставлена на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения, вместе с тем жилой площадью до настоящего времени не обеспечена. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей и ее несовершеннолетним детям жилое помещение с количеством комнат не менее 2, не менее нормы предоставления жилья. В дальнейшем она уточнила исковые требования и просила обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей и ее несовершеннолетним детям жилое помещение с количеством комнат не менее 2, не менее нормы предоставления жилья на одного человека в черте г.Читы по договору социального найма, а Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление ей жилья. В судебном заседании истец Филиппова ФИО9 на заявленных требованиях настаивала со ссылкой на доводы искового заявления. Представитель администрации городского округа «Город Чита», Безруких А.В., действующая на основании доверенности, исковые требование не признала и пояснила, что на детей истца льготный порядок предоставления жилой площади не распространяется. В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Мельников С.В. в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором представитель указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2011 года № 611-33К «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены субвенции в размере 50 638,8 тыс. руб., из которых администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 12039500 руб. Поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется. Кроме того, апелляционным определением Забайкальского краевого суда постановлено: обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жильем в срок до 31 декабря 2015 года. На основании этого просит производство по делу прекратить. В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, не явилась, в суд представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. На обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены достаточные субвенции в размере 12039,5 тыс. руб., которые перечислены в 2012 году администрации городского округа «Город Чита». Истец не признана малоимущей, отсутствуют сведения о наличии у нее жилья в собственности. Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, в отзыве на иск просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в представленном отзыве полагает требования прокурора незаконными в связи с тем, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа «Город Чита». Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета края (ст.215-1 БК РФ, ст. 8 Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года). Организация бюджет возлагается на соответствующий финансовый орган. Просила признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к нему отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц. Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства). А также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди на основании договора социального найма. Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, истец Филиппова ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей: ее родители умерли (л.д.____). Постановлением управляющим Центральным административным округом г.Читы истец была устроена в государственное учреждение, при этом жилая площадь за ней не закреплялись (л.д.________). Согласно справке жилищного отдела управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» истец состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» с 24 января 2007 г., ее учетный номер на 15 августа 2012 года – 706 (л.д.________). Истец жилого помещения на праве личной собственности не имеет, что подтверждается справкой КГУП «Забайкальское БТИ» и выпиской из ЕГРП (л.д.____). То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Таким образом, на администрацию ГО «Город Чита» возложена обязанность предоставления жилого помещения, а на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края возлагается финансовое обеспечение. Суд отвергает доводы стороны ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с вынесением Забайкальским краевым судом апелляционного определения, которым возложена обязанность на ответчиков обеспечить всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жильем в срок до 31 декабря 2015 года, так как истец в производстве по указанному делу участия не принимала. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. Доводы истца о предоставление ей жилого помещения с количеством комнат не менее двух, на семью из троих человек по норме предоставления на каждого человека, на законе не основаны. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Филипповой ФИО11 удовлетворить частично. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Филипповой ФИО12 благоустроенное жилое помещение в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам к 8 июня 2012 года. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации городского округа «Город Чита» по приобретению жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Филипповой ФИО13 за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Решение изготовлено в окончательной форме 7 сентября 2012 года. Судья Н.В. Ануфриева