Дело № 2-5472-12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 сентября 2012 года Центральный районный суд города Читы в составе: Председательствующего судьи Казакевич Ю.А., При секретаре Швецовой М.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Ивановой О.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, У с т а н о в и л : Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Ивановой О.С. жилое помещение на территории Читинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м.) на территории Читинского района. Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Ивановой О.С. Требования мотивированы следующим. В прокуратуру Читинского района поступила жалоба Ивановой О.С. о защите ее жилищных прав. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки установлено, что Иванова О.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать БСН умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ИСС находился в розыске, впоследствии решением Краснокаменского районного суда от 13.08.2002 года лишен родительских прав. На основании постановления главы муниципального образования «Читинский район» № 592 от 23.10.1997 года Иванова устроена в детское государственное учреждение, за ней закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> <адрес>. Однако данное жилое помещение на момент закрепления не являлось муниципальной собственностью, дом был расселен в связи с ликвидацией войсковой части № 67944 и в настоящее время разрушен. Иванова О.С. на основании решения комиссии по жилищным вопросам СП «Домнинское» от 28.09.2007 года постановлена на учет для предоставления жилья, а также постановлена на учет в муниципальный список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Иванова О.С. в 2009 году поступила на обучение в <данные изъяты> где ей было предоставлено место в общежитии. В настоящее время истице предоставлен академический отпуск по уходу за ребенком и она в общежитии не проживает, так как проживание в общежитии с ребенком не предусмотрено. Прокурор Читинского района Миткус Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме. Истица Иванова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске. Администрация муниципального района «Читинский район» своего представителя в судебное заседание не направила, о слушании дела извещена надлежащим образом. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Елизова Н.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, направила возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Мельников С.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие либо недостаточность финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Судом установлено, что Иванова О.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей, мать БСН умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ИСС решением Краснокаменского городского суда Читинской области от 13.08.2002 года лишен родительских прав. Как следует из сообщения комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» от 09.07.2012 года Иванова О.С. поставлена на учет по внеочередному предоставлению жилья как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Учетный номер в муниципальном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 324, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия номер 79. Решением комиссии по жилищным вопросам сельского поселения «Домнинское» от 28 сентября 2007 года Иванова О.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Такое жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено. Сторонами в судебном заседании не оспаривалась обоснованность постановки истицы на учет в качестве нуждающейся. Ввиду чего предоставление Ивановой О.С. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории сельского поселения «Домнинское» Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Читинского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Ивановой О.С. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории сельского поселения «Домнинское» муниципального района «Читинский район» общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Ивановой О.С. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы. Председательствующий: Казакевич Ю.А.