«25» октября 2012 года Центральный районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Новикова В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации, государственной лесной службе Забайкальского края, КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» о понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ Читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился с указанным заявлением в суд, мотивируя его следующим. В период с октября 2011г. по июнь 2012 г. прокуратурой была проведена проверка исполнения Государственной лесной службой Забайкальского края, КГУ «Читинская авиационная база охраны лесов» полномочий по охране лесов от пожаров, в результате которой было установлено, что охрана лесов от пожаров на территории Забайкальского края не соответствует принципам и требованиям Лесного кодекса РФ, иным нормативно-правовым актам в области охраны лесов. Так в частности не соблюдается кратность авиапатрулирования, в большинстве лесничеств охрана, защита, использование лесов осуществляется на основе устаревших материалов лесоустройства с давностью таксации более чем 10 лет. В исковом заявлении прокурор указал на следующие обстоятельства. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны,(в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах, включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя, в том числе организацию патрулирования лесов. На территории Забайкальского края Государственная лесная служба Забайкальского края (далее - Гослеслужба) является исполнительным органом государственной власти по осуществлению полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией. Распоряжением Администрации Читинской области создано КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» (далее - Авиабаза), которое находится в ведомственном подчинении Гослеслужбы, является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления Гослеслужбой функций по оказанию государственных услуг в сфере лесных отношений, является специализированным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим отдельные меры пожарной безопасности в лесах. В лесоавиационные работы входит проведение авиационного патрулирования лесов, тушения лесных пожаров. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.07.2009г №290 установлено, что зона авиационного мониторинга лесного фонда Забайкальского края (районы применения наземных и авиационных сил и средств) составляет 18647 тыс.га. В зоне авиационного мониторинга Забайкальского края должно проводиться патрулирование лесов с применением авиации. Патрулирование должно проводиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (согласно приложению к рекомендациям), периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения. В первую очередь, патрулирование лесов обеспечивается на участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности; по мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватывают участки, отнесенные к последующим классам. Средняя продолжительность пожароопасного сезона на территории Забайкальского края - 187 дней. Среднее значение классов пожарной опасности (КПО) за последние 5 лет (2007-2011гг.) в днях: I класс КПО - 12; II класс – 51; III класс -47; IV класс - 63; V класс – 14.. С учетом данных средних значение КПО за последние 5 лет средняя кратность авиапатрулирования должна составлять не менее - 1,37. Согласно предложениям Гослесслужбы края расчетная потребность в финансовых ресурсах на реализацию переданных полномочий на 2012 г и плановый период 2013 и 2014 годы составляет: -охрана лесов от пожаров- 501 979,7 тыс. руб; - проведение мониторинга пожарной опасности в лесах, всего: 407 433,3 тыс. руб., в том числе в зоне авиационной охраны – 371827,0 руб. Федеральным агентством лесного хозяйства утверждено: -охрана лесов от пожаров- 140105,7 тыс. руб.; - проведение мониторинга пожарной опасности в лесах, всего: 93 098 тыс. руб., в том числе в зоне авиационной охраны – 90898,0 тыс.руб. Таким образом, назначенная кратность авиапатрулирования при установленном на 2012 год составляет вместо требуемых 1.37 только 0.07, т.е. 0.05% от расчетной. Прокурор полагает, что Гослеслужбой и КГУ «Авиабаза» обязанность по охране лесов от пожаров в части соблюдения кратности авиапатрулирования не соблюдается, в том числе по причине недофинансирования из федерального бюджета, что не позволяет организовать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, влечет за собой дополнительные расходы на тушение лесных пожаров, дополнительное привлечение людских и технических ресурсов, средств пожаротушения. Кроме того, прокурор ссылается на требования ст.67, 68 ЛК РФ устанавливающих, что проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и таксация лесов осуществляются в ходе лесоустройства, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N516 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция). В соответствии с п.150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. По мнению прокурора, буквальное толкование п.150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10 летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что в свою очередь обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации. Вместе с тем, проверкой было установлено, что на землях лесного фонда Забайкальского края из 26 лесничеств лесоустройство имеет давность более 10 лет в 16 лесничествах. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент ППБ в лесах, установивших единые требования к охране лесов от пожаров, и ЛК РФ. В целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов Гослесслужбе необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по тем лесничествам, где срок таксации превышает 10 лет. Учитывая, что Российская Федерация передала проведение на землях лесного фонда лесоустройства органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Обязанность по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных Забайкальскому краю полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая патрулирование, лесоустройство лежит на Федеральном агентстве лесного хозяйства. Бездействие Гослесслужбы, обусловленное недофинансированием, по проектированию мероприятий по охране, защите лесов в лесничествах, где давность таксации составляет более 10 лет, несоблюдение Гослеслужбой Забайкальского края и Авибазой кратности авиационного патрулирования, недостаточное финансирование Федеральным агентством лесного хозяйства переданных полномочий по охране лесов от пожаров в части мониторинга нарушают право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда. В своих требованиях прокурор просит: 1.Обязать Федеральное Агентство лесного хозяйства, Государственную лесную службу Забайкальского края, КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» обеспечить надлежащую охрану и защиту лесов на территории Забайкальского края. 2.Обязать Государственную лесную службу Забайкальского края в ходе лесоустройства спроектировать мероприятии по охране и защите леса с проведением повторной таксации по тем лесничества, где срок таксации составляет более 10 лет (Акшинское, Аргунское, Балейское, Беклемишевское, Верхне-Читинское, Газимуро-Заводское, Ингодинское, Карымское,Красночикойское, Кыринское, Нерчинское, Оленгуйское, Ононское, Тунгокоченское, Чарское, Читинское, Шилкинское) в срок до 01.04.2013 года. 3.Обязать Государственную лесную службу Забайкальского края на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,37 как в 2012 году, так и в последующие время. 4.Обязать КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,37 как в 2012 году, так и в последующие время. 5.Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства: - обеспечить финансированием работы по лесоустройству в лесничествах Забайкальского края, где срок таксации составляет более 10 лет (Акшинское, Аргунское, Балейское, Беклемишевское, Верхне-Читинское, Газимуро-Заводское, Ингодинское, Карымское, Красночикойское, Кыринское, Нерчинское, Оленгуйское, Ононское, Тунгокоченское, Чарское, Читинское, Шилкинское) в сок до 01.01.2013г; - обеспечить финансирование выполнения авиамониторинга в лесном фонде Забайкальского края в объеме, достаточном для осуществления Государственной лесной службой Забайкальского края, КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе с п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997г, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,37. В судебном заседании прокурор Попов В.В. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске, конкретизировав первое требование в части обеспечения надлежащей охраны и защите лесов заключается в обязании ответчиков обеспечить выполнение остальных требований. Представитель КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» Евстратов В.В. указал, что невыполнение учреждением обязанностей по авиамониторингу лесов связано с недостаточным финансированием. Государственная лесная служба Забайкальского края, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, возражений по иску не представила. Федеральное Агентство лесного хозяйства Российской Федерации представило письменные возражения по заявленным требованиям с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав доводы прокурора, ответчика, исследовав письменные возражения, материалы дела, суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора изложенными в исковом заявлении, которые подтверждены доказательствами, исследованными в судебном заседании по следующим основаниям. Согласно ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов В соответствии со ст.19 ЛК РФ меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. Меры пожарной безопасности в лесах, согласно ст. 53 ЛК РФ, включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя, в том числе организацию патрулирования лесов. Аналогичные мероприятия предусмотрены Правилами пожарной безопасности в лесах (далее - ППБ в лесах), утвержденные постановлением Правительством РФ от 30.06.2007г № 417. Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 N470 утвержден Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, (далее Порядок), соответствии с п. «б» ч.3 которого лесоавиационные работы исполняются: в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2010 г. № 91 утверждено Положение о Государственной лесной службе Забайкальского края (далее - Гослеслужба), которая является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по осуществлению полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией. В соответствии с ч. 15 Порядка авиационные работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными, бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ. Распоряжением Администрации Читинской области от 17.01.2007 г. создано КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» (далее - Авиабаза), которое находится в ведомственном подчинении Гослеслужбы, является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления Гослеслужбой функций по оказанию государственных услуг в сфере лесных отношений, является специализированным государственным бюджетным учреждением, выполняющим работы по тушению лесных пожаров и осуществляющим отдельные меры пожарной безопасности в лесах. К основным видам деятельности Авиабазы относится, согласно п. 2.2 Устава, в том числе авиационное патрулирование (авиационный мониторинг) лесного фонда на территории Забайкальского края и не входящих в лесной фонд лесов и других природных ландшафтов с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и оперативного их тушения силами парашютистов и десантников-пожарных. Согласно п. 2.5. Устава государственное задание для Учреждения формирует и утверждает Гослеслужба. Какследует из материалов дела 11.03.2012 г. руководителем Гослесслужбы Забайкальского края утверждено государственное задание на выполнение Авиабазой работ на 2012 год и плановый период 2013-2014 г.г. Госзаданием предусматривается проведение мониторинга пожарной опасности в лесах в авиационной зоне охраны на площади 18647000 га, тушение лесных пожаров в наземной зоне охраны – 9843957 га, тушение лесных пожаров в авиационной зоне – 22795441 га. 22.03.2012 г. В соответствии с ч.1, ст.7 ЛК РФ, ч.7 Порядка в лесоавиационные работы входит проведение авиационного патрулирования лесов, тушения лесных пожаров. Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно (ч.4 Порядка). В соответствии с ч.6 Порядка зона авиационного мониторинга разделяется на районы, в которых тушение пожаров производится с применением авиационных средств, и районы с применением наземных средств. К районам применения наземных средств зоны авиационного мониторинга относятся территории земель лесного фонда, к которым наземные средства пожаротушения могут быть доставлены за время не более трех часов с момента поступления информации о лесном пожаре. В соответствии с ч.16. Порядка органы государственной власти проводят разделение охраняемой территории в пределах зон авиационного мониторинга на районы авиационной и наземной охраны и защиты лесов Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.07.2009г №290 установлено, что зона авиационного мониторинга лесного фонда Забайкальского края (районы применения наземных и авиационных сил и средств) составляет 18647 тыс.га. В соответствии с приказом Гослесслужбы от 30.12.2011 №1748 «О распределении земель лесного фонда по зонам ответственности тушения лесных пожаров и зонам мониторинга пожарной опасности в 2012 году» площадь зоны авиационного мониторинга пожарной опасности лесного фонда на территории Забайкальского края составляет 18,647 мл. га. В зоне авиационного мониторинга Забайкальского края должно проводится патрулирование лесов с применением авиации. Согласно п. 3.1.3. Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г. (далее по тексту – Рекомендации по противопожарной профилактике в лесах), патрулирование должно проводиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (согласно приложению к рекомендациям), периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения; в первую очередь, патрулирование лесов обеспечивается на участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности; по мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватывают участки, отнесенные к последующим классам. В соответствии с п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 (далее – Инструкция по авиационной охране лесов), в зависимости от класса пожарной опасности рекомендуются следующие режимы авиапатрулирования: при I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении пожаров. С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования: - при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1 - 2 дня; - основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни со II классом; - основанием для назначения 2-х кратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом; - основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом. Суд полагает возможным согласиться с позицией прокурора, что буквальное толкование п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов свидетельствует о том, что обозначение законодателем рекомендуемой частоты патрулирования связано с ее зависимостью от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, классов пожарной опасности не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность. Аналогичные требования к кратности патрулирования содержатся в Рекомендациях по противопожарной профилактике в лесах. Как следует из искового заявления, представленных документов, средняя продолжительность пожароопасного сезона на территории Забайкальского края - 187 дней. Среднее значение классов пожарной опасности (КПО) за последние 5 лет (2007-2011гг.) в днях: I класс КПО - 12; II класс – 51; III класс -47; IV класс - 63; V класс – 14.. С учетом данных средних значение КПО за последние 5 лет средняя кратность авиапатрулирования должна составлять не менее - 1,37. Протяжённость патрульных маршрутов – 6 994 км. Средняя стоимость лётного часа в 2012 г. без учета – Ми-8- 43540 рублей. Таким образом, с целью обеспечения требований по охране лесов от пожаров с учетом расчета данных за 5 лет, показателя кратности авиапатрулирования - 1,37 выделяемые для этой цели денежные средства должны составлять не менее 431264,00 руб. Однако, назначенная кратность авиапатрулирования при установленном финансировании на 2012 г - 36105 000, 63 руб. составляет только 0,07, то есть 0,05 % от расчетной - 1,37. Таким образом, по утверждению прокурора, для соблюдения нормативной кратности авиапатрулирования выделяемого финансирования явно не достаточно. Данные расчеты подтверждаются письмом Авибазы от 06.06.2012, а также материалами проверки Рослесхоза исполнения Гослесслужбой переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (акт от 03.11.2011 г.) исследованными в судебном заседании и ответчиками не опровергались. Как следует из материалов дела, 07.06.2011 года Гослесслужба направила в Федеральное агентство лесного хозяйства предложения о необходимой потребности в финансировании затрат в области лесных отношений на очередной 2012 и плановый период 2013 и 2014 г.г. Однако в требуемом объеме финансирование не обеспечено. Так, согласно предложениям Гослесслужбы края, с учетом уточнений расчетная потребность в финансовых ресурсах на реализацию переданных полномочий на 2012 г и плановый период 2013 и 2014 годы составляет: -охрана лесов от пожаров- 501 979,7 тыс. руб; - проведение мониторинга пожарной опасности в лесах, всего: 407 433,3 тыс. руб., в том числе в зоне авиационной охраны – 371827,0 руб. Федеральным агентством лесного хозяйства утверждено: -охрана лесов от пожаров- 140105,7 тыс. руб.; - проведение мониторинга пожарной опасности в лесах, всего: 93 098 тыс. руб., в том числе в зоне авиационной охраны – 90898,0 тыс.руб. Таким образом, суд находит установленным, что Гослеслужбой и КГУ «Авиабаза» обязанность по охране лесов от пожаров в части соблюдения кратности авиапатрулирования не соблюдается, в том числе по причине недофинансирования из федерального бюджета, что не позволяет организовать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, влечет за собой дополнительные расходы на тушение лесных пожаров, дополнительное привлечение людских и технических ресурсов, средств пожаротушения. Таким образом, подлежат удовлетворению требования прокурора обязать Государственную лесную службу Забайкальского края, КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 1,37. При этом подлежит учету, что кратность патрулирования может меняться в зависимости от уровня пожарной опасности в конкретные годы, в связи с чем, определение кратности на будущие годы является нецелесообразным. Установление таковой обязанности на 2012 год, как того требует прокурор, суд находит излишним в связи с окончанием пожароопасного периода. Суд находит также обоснованными доводы прокурора о том, что в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов Гослесслужбе необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по тем лесничествам, где срок таксации превышает 10 лет. Статьи ст.67, 68 ЛК РФ устанавливают, что проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и таксация лесов осуществляются в ходе лесоустройства, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N516 утверждена лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция). В соответствии с п.150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. По мнению прокурора, с которым соглашается суд, буквальное толкование п.150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10 летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что в свою очередь обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, не оспаривался данный факт и ответчиками, что на землях лесного фонда Забайкальского края из 26 лесничеств лесоустройство имеет давность более 10 лет в 16 лесничествах. В ряде лесничеств сроки превысили 20-30 лет, что подтверждается приложенными документами, в том числе материалами проверки проведенной Россельхозом. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент ППБ в лесах, установивших единые требования к охране лесов от пожаров, и ЛК РФ. Таким образом, в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов Гослесслужбе необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по тем лесничествам, где срок таксации превышает 10 лет. Следовательно, подлежат удовлетворению требования прокурора в части обязания государственной лесной службы Забайкальского края провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектировании мероприятий по охране, защите леса по всем лесничествам расположенным на территории Забайкальского края. Вместе с тем предлагаемые прокурором сроки до 01.04.2013 года явно не реальны. Суд полагает возможным установить для проведения таких работ пятилетний срок, с учетом выполнения работ по тем лесничествам где сроки таксации на момент проведения работ превышают десять лет на момент проведения лесоустроительных работ. Учитывая, что суд не должен осуществлять вмешательство в хозяйственную деятельность, ответчик вправе самостоятельно определить приоритетные лесхозы, территории которых подлежат таксации, с учетом установленного судом времени. Учитывая, что Российская Федерация передала проведение на землях лесного фонда лесоустройства органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий согласно ч.3 ст. 83 ЛК РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Обязанность по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных Забайкальскому краю полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая патрулирование, лесоустройство лежит на Федеральном агентстве лесного хозяйства. Согласно п.11, ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств (далее – Правила расходования и учета средств), предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, согласно с п.2 Правил расходования и учета средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год. Таким образом, обязанность по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных Забайкальскому краю полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая авиапатрулирование, лесоустройство лежит на Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации, что фактически им не оспаривалось. В этой части требования прокурора также суд находит обоснованными. Доводы представителя Федерального агентства лесного хозяйства о необходимости привлечения к участию в деле Федерального казначейства суд находит несостоятельными, так как агентство является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций. Вместе с тем, суд находит необоснованными требования прокурора в части установления для Агентства срока исполнения до 01.01.2013 года в связи с явной невозможностью его исполнения в указанные сроки, связанной с порядком распределения субвенций. Выделение субвенций производится на каждый финансовый год. Не усматривает суд оснований для прекращения производства по делу, полагая что заявленные прокурором требования подведомственны судам общей юрисдикции. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) Российской Федерации обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Забайкальского края, где сроки таксации составляют более десяти лет, на момент проведения лесоустроительных работ, согласно представляемым Государственной лесной службой Забайкальского края расчетным потребностям. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) Российской Федерации обеспечить финансирование авиамониторинга в лесном фонде Забайкальского края в объеме достаточном для осуществления Государственной лесной службой Забайкальского края, КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов», авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе с п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза РФ № 122 от 22.09.21997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом России 17.11.1997 года, с кратностью патрулирования не менее 1.37. Обязать Государственную лесную службу Забайкальского края в течении пяти лет, начиная с 2013 года, провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по лесничествам расположенным на территории Забайкальского края, где сроки проведенной таксации превысили десять лет на момент проведения лесоустроительных работ. Обязать Государственную лесную службу Забайкальского края, КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» обеспечить на постоянной основе выполнение авиамотиторинга ( в части авиапатрулирования ) с соблюдением требований установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза РФ № 122 от 22.09.21997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом России 17.11.1997 года, с кратностью патрулирования не менее 1.37. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы. Судья В. Н. Новиков