Дело № 5-397-2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 27 декабря 2011 года г. Чита Судья Центрального районного суда г. Читы Лоншакова Т.В. при секретаре Питаевой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении индивидуального предпринимателя Калашниковой Ирины Петровны о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, у с т а н о в и л: 24 августа 2011 года главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК №1таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Калашниковой И.П. по ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ. 24 октября 2011 года Читинской таможней в отношении индивидуального предпринимателя Калашниковой И.П. составлен протокол об административном правонарушении. На основании определения от 07.11.2011 дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в суд. В судебном заседании представитель Читинской таможни Лоза М.И., действующая на основании доверенности, полагала вину ИП Калашниковой И.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, доказанной. Индивидуальный предприниматель Калашникова И.П., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилась, своего представителя для участия в судебном заседании не направила. Заслушав пояснения представителя таможенного органа, судья приходит к следующему. В соответствии со ст. 158 Таможенного Кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика. Согласно п. 1 ст. 159 ТК ТС при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет таможенному органу следующие документы и сведения: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения: о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; наименование и адрес перевозчика товаров; наименование страны отправления и страны назначения товаров; наименование и адрес отправителя и получателя товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах), либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; Материалами дела установлено, что 23.08.2011 на автомобиле марки «Вольво» государственный регистрационный № № RUS с прицепом государственный регистрационный № № водителем ФИО11 осуществлен ввоз из КНР на таможенную территорию таможенного союза (через таможенный пост МАПП Забайкальск Забайкальской таможни) товара - яблоки, перевозчиком которого является ИП Калашникова И.П. 23 августа 2011 года водитель ФИО12., действующий по доверенности № 2 от 15.03.2011 г., выданной ИП Калашниковой И.П., подал документы и сообщил о прибытии груза, предоставив в таможенный орган следующие товаросопроводительные документы: 1) международную дорожную грузовую накладную (ТТН) № 0234459 от 22.08.2011; 2) инвойс № YKFLJK11256 от 22.08.2011; 3) спецификацию № б/н от 22.08.2011. Согласно товаросопроводительным документам отправителем вышеуказанного товара является: Инкоуская фруктовая компания с ограниченной ответственностью «Лунсинь», КНР, провинция Цзючжай г. Инкоу Гайчжоу, с. Эрдаохэ, получателем является ООО «Фрутекс», юридический адрес: РФ, Забайкальский край, с. Маккавеево, ул. Дорожная, №). Из товаросопроводительных документов следует, что товар следует в количестве: яблоки в количестве 2355 мест, вес брутто - 19 070 кг, вес нетто - 16 450 кг. Из материалов, представленных на рассмотрение таможенным органом, усматривается, что 23 августа 2011 года на основании поручения на досмотр № 10617020/230811/001821 проведен 100 % таможенный досмотр груза, следовавшего в транспортном средстве марки «Вольво» гос. номер № №. Досмотр проводился в дневное время суток, в условиях естественного освещения. При внешнем осмотре грузового отсека автомашины следов нарушения (вскрытия) не выявлено. Для проведения досмотра проводилась выгрузка грузовых мест на досмотровую рампу открытого типа ПСБ СВХ «Модуль». В результате таможенного досмотра, действия которого отражены в акт таможенного досмотра № 10617020/240811/001821, установлено, что в а/м № № грузом является: 1) яблоки свежие 1 777 мест, упакованы в картонные коробки бело-красного цвета с надписью «Яблоко», и изображением плодов яблок. Размер коробок - 50Х32Х16 см. При вскрытии всех грузовых мест установлено: внутри находятся плоды яблок желто-оранжевого цвета, без признаков порчи, в коробке уложены в два ряда, между рядами проложены картонные прокладки толщиной 2 мм. Каждый плод упакован в белую пропиленовую сеточку, по 47-50 плодов в коробке. Вес брутто одной коробки составил 8,89 кг, вес нетто 7,67 кг. При фактическом взвешивании 1777 мест, вес брутто составил: 15797,53 кг, нетто 13629,59 кг. 2) яблоки свежие 511 мест, упакованы в картонные коробки бело-красного цвета с надписью «Местные фрукты», и изображением плодов яблок. Размер коробок - 15Х25Х351 см. При вскрытии всех грузовых мест установлено: внутри находятся плоды яблок желто-оранжевого цвета, без признаков порчи, в коробке уложены навалом. Каждый плод упакован в белую пропиленовую сеточку, по 50-55 плодов в коробке. Вес брутто одной коробки составил 6,6 кг, вес нетто 5,62 кг. При фактическом взвешивании 511 мест, вес брутто составил: 3372,60 кг, нетто 2871,82 кг. Общий вес товарной партии составил: брутто - 19170,13 кг, вес нетто - 16501,41 кг. Общий вес товарной партии составил: брутто – 19 170,13 кг, нетто – 16 501,41 кг, общее количество мест – 2 288 шт. В результате таможенного досмотра было выявлено, что фактическое количество товаров отличается от сведений, указанных в товаросопроводительных документах: меньше на 67 мест, но больше на 100,13 кг брутто, 51,41 кг нетто. Данный факт, в том числе подтверждается показаниями, допрошенных в ходе административного расследования в качестве свидетелей, водителя ФИО10А., старшего смены СВХ ЗАО «РОСТЭК-Забайкальск» ФИО8., грузчика СВХ Модуль ЗАО «РОСТЭК-Забайкальск» ФИО9 (л.д.___). 24 октября 2011 года по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении № 10612000-711/201,1 из содержания которого следует, что в действиях ИП Калашниковой И.П. присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. В примечании к ст. 16.1 КоАП РФ указано, что для целей применения главы 16 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения. Из этого следует, что перевозчиком в нарушение п. 1 ст. 159 ТК ТС, через таможенную границу таможенного союза перемещены товары, сведения о количестве которых, заявленные в товаросопроводительных документах и представленные должностным лицам ОТО и ТК №1 таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни при прибытии данных товаров на таможенную территорию таможенного союза, являются недостоверными. В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ являются общественные отношения в области порядка и условий перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу и порядок проведения таможенного контроля. Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, охватывается деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию. Субъектом правонарушения по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, является перевозчик товаров, поскольку в его обязанности входит представление таможенному органу документов и сведений, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию таможенного союза. Из международной дорожной грузовой накладной № 0234459 от 22.08.2011 следует, что перевозчиком товаров является ИП Калашникова И.П., которая является субъектом административного правонарушения. До вступления в таможенные правоотношения перевозчик вступает с отправителем груза в гражданско-правовые отношения. При этом, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию таможенного союза действительных документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей. Поскольку указанные меры принимаются перевозчиком, действующим в рамках гражданско-правовых отношений, как правило, на этапе приема груза к перевозке, круг его правовых возможностей ограничен правами, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок грузов, и законодательством Российской Федерации. Основным международным соглашением для перевозок грузов автомобильным транспортом является Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) 1956 года. Согласно ст.1 Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. В соответствии со статьей 6 Конвенции накладная (договор перевозки грузов - 1 CMR) в числе прочих должна содержать следующие сведения о существенном условии договора перевозки - грузе: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки, число грузовых мест, их особая разметка и номера, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Данные сведения вносятся отправителем в графы 5 «Знаки и номера», 6 «Количество мест», 7 «Род упаковки», 8 «Наименование груза», 10 «Вес брутто» международной товарно-транспортной накладной. При этом каждому наименованию груза соответствуют записи о знаках и номерах, количестве мест, роду упаковки, весе брутто и объеме товаров. Сведения о наименовании, количестве и кодах перевозимых товаров, указанные в транспортной накладной, должны соответствовать сведениям, содержащимся в коммерческих документах, реквизиты которых указаны в накладной. В соответствии с положениями п.1 ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; в) внешнее состояние груза и его упаковки. При этом, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки (п. 2 ст. 8 КДПГ). Согласно ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (ст. 9 КДПГ). Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, следует, что у доверенного лица ИП Калашниковой И.П. - водителя ФИО14. имелась правовая возможность проверить достоверность сведений, указанных отправителем в товаросопроводительных документах, на основании которых перевозчиком были сообщены сведения о товаре таможенному органу, однако, допущенные ошибки при подсчете количества товаров при погрузке в транспортное средство привели к совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Небрежность, отсутствие контроля со стороны ФИО13 за количеством грузовых мест и весом загружаемых в транспортное средство товаров, предоставило грузоотправителю право осуществлять погрузку товара в количестве по своему усмотрению. Степанченко А.А. мог получить до начала погрузки товаров в транспортное средство от отправителя документы, подтверждающие или уточняющие сведения о количестве грузовых мест, о весе товаров. Представитель перевозчика имел реальную возможность проверить и пересчитать количество грузовых мест перемещаемого товара, а в случае обнаружения расхождений по количеству грузовых мест, мог обоснованно удостовериться в весе загружаемых товаров, с целью предотвращения нарушений со стороны перевозчика, которые могут возникнуть при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза, однако не воспользовался предоставленной возможностью. При отсутствии возможности надлежащим образом исполнить обязанность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, перевозчику следовало отказаться от заключения договора перевозки груза по международной дорожной грузовой накладной № 0234459 от 22.08.2011. Водитель также не воспользовался своим правом вписать в накладную обоснованные оговорки применительно к нормам международного права. Таким образом, в данном случае, работник ИП Калашниковой И.П. ФИО15. не предпринял достаточные и полные меры по добросовестному исполнению обязанностей, возложенных на перевозчика как на лицо, ответственное за заявление достоверных сведений при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза. Каких-либо документов, подтверждающих, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, или другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ИП Калашниковой И.П. в ходе рассмотрения дела не представлено. Исходя из изложенного следует, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 2.2 КоАП РФ, совершено ИП Калашниковой И.П. по неосторожности, т.е. она не предвидела возможности наступления вредных последствий (выразившихся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о весе брутто товаров путем представления недействительных документов) своего бездействия, хотя должна была и могла их предвидеть. Таким образом, в действиях ИП Калашниковой И.П. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Вина перевозчика ИП Калашниковой И.П. подтверждается собранными по делу доказательствами: копией дорожной грузовой накладной № 0234459 от 22.08.2011; копией акта таможенного досмотра № 10617020/240811/001821; копиями товаросопроводительных документов; протоколом опроса ИП Калашниковой И.П.; протоколом опроса свидетеля ФИО16 протоколом опроса ФИО17 М.М.; протоколом опроса ФИО18. При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что в действиях ИП Калашниковой И.П. имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. При назначении наказания судья учитывает конкретные обстоятельства совершения правонарушения и находит необходимым назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном указанным кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из указанной нормы, издержки по делу об административном правонарушении в размере 1065,40 руб. подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. Руководствуясь ст. 23.1, ст. 29.10 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л : Признать индивидуального предпринимателя Калашникову Ирину Петровну виновной в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде конфискации предметов правонарушения – товара – яблоки весом брутто 100,13 кг. Исполнение постановления возложить на Читинскую таможню. Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд. Судья Лоншакова Т.В.