д.№5-112-12 Постановление о признании виновным в предоставлении в таможенный орган недостоверных сведений по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

№5-112-12

г. Чита «16» апреля 2012 года

Судья Центрального районного суда г.Читы Новиков В.Н., при секретаре Малкиной Ю.Г., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Российские железные дороги», зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН , ОГРН , дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

27 января 2012 года в отношении ОАО «Российские железные дороги» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Указанное дело передано на рассмотрение в суд.

В судебном заседании представитель Читинской таможни Волкова А.Ю., действующая на основании доверенности, полагала вину ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, доказанной.

В судебном заседании защитники ОАО «Российские железные дороги» Кузьменко Е.О., Ломов Г.М., Новикова Н.О., Темников Е.Л. представили возражения, суду пояснили, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку транзитная декларация была заполнена на основании товаросопроводительных документов, предоставленных грузоотправителем, который и несет ответственность за правильность сведений. Вагон прибыл без внешних повреждений за исправными запорно-пломбировочными устройствами и пломбами отправителя, ввиду чего у ОАО «РЖД» не имелось не только правовой обязанности по проверке груза в контейнере, прибывшем за исправной пломбой, но и правовой возможности по проведению проверки соответствия груза сведениям, содержащимся в накладных, ввиду чего вина ОАО «РЖД» в совершении правонарушения отсутствует. Кроме того, имеется ряд процессуальных нарушений, допущенных таможенным органом в процессе производства административного дела, так определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено в отсутствие общества при отсутствии его надлежащего извещения. Все уведомления были направлены таможней только по адресу юридического лица в г. Москва, в Забайкальскую железную дорогу уведомления о предстоящих процессуальных действиях не поступали, в связи с чем право ОАО «РЖД» на защиту своих прав, предусмотренное КоАП нарушено.Просили производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», привлеченного к участию в деле, Бирюков В.А., действующий на основании доверенности, пояснил, что товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъятый таможенным органом и помещенный на временное хранение, принадлежит ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», прошел государственный санитарно-эпидемиологический контроль, в связи с чем просил не назначать наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В результате проведенного административного расследования установлено следующее. 11.08.2011 на таможенную территорию таможенного союза прибыл контейнер , следующий в адрес <данные изъяты> Данный контейнер, до выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий был размещен в постоянной зоне таможенного контроля погранично-таможенного досмотрового парка «П», о чем свидетельствует штамп таможенного органа на товаротранспортных накладных «ТП ЖДПП Забайкальск 11.08.2011 товары и транспортные средства размещены в ПЗТК».

17.08.2011 перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Забайкальск для оформления процедуры таможенного транзита была представлена транзитная декларация , в соответствии с которой были заявлены сведения о следующих товарах:

- «трико для девочек», код ТН ВЭД ТС 6104620000;

- «этикетка», код ТН ВЭД ТС 392690;

- «шарф женский», код ТН ВЭД ТС 6117100000;

- «блузка для девочек», код ТН ВЭД ТС 6206300000, 6206400000;

- «жакет для девочек», код ТН ВЭД ТС 620432, 620433;

- «платье для девочек», код ТН ВЭД ТС 6204430000, 6104420000;

- «легинсы женские», код ТН ВЭД ТС 6104630000;

- «контейнер», код ТН ВЭД ТС 8609009009».

24.08.2011г. на основании служебной записки оперативно-розыскного отдела Забайкальской таможни от 12.08.2011 «Об информировании», докладной записки отдела контроля за таможенным транзитом от 17.08.2011 «О применении ПР», поручения на таможенный досмотр , в результате исполнения декларантом требования о проведении в соответствии со ст.108 ТК ТС операций в отношении товаров (взвешивание, погрузка, выгрузка, вскрытие упаковки, разделение товарной партии по отдельным видам и наименованиям) проведен таможенный досмотр, о чем составлен акт таможенного досмотра и передан в отдел контроля за таможенным транзитов для принятия решения о выпуске.

При проверке представленных товаросопроводительных документов, акта таможенного досмотра, выявлено несоответствие товаров, заявленных в транзитной декларации. Так, например, в ж/д накладной 35892 имеются следующие исправления (исправления выражаются в том, что текст, выполненный на печатном устройстве зачеркнут, после чего делается запись от руки). В графе 11 (наименование груза) указано «одежда», также имеются исправления кода товаров по ТН ВЭД ТС с 6115290000 (колготы) на 6104620000 (трико). В транзитной декларации указан товар - «трико для девочек». В акте таможенного досмотра наименование «трико» отсутствует, имеется наименование «колготы для девочек» 159 мест (15880 штук), вес брутто 2291,4 кг, вес нетто 2062,2 кг., указан возраст 10-11 лет, что соответствует коду товара 6115 по ТН ВЭД ТС и требует представления разрешительных документов.

В силу положений ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Поскольку в соответствии с решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» колготки, чулки, гольфы, носки и подследники и прочие чулочно-носочные изделия и обувь без подошв, трикотажные машинного или ручного вязания для мальчиков и девочек подлежат санитарно-карантинному контролю, а разрешительные документы на данную продукции не были представлены, таможенным органом было принято решение об отказе в выпуске товаров.

В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

При таможенном декларировании товаров применяется, в частности, следующий вид таможенной декларации - транзитная декларация (пп. 2 п. 1 ст. 180 ТК ТС).

Согласно ст. 182 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация, которая должна содержать, в том числе, сведения о наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков, весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов.

При указанных обстоятельствах, перевозчик ОАО «РЖД» не выполнил обязанности, установленные законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации, а именно - заявил недостоверные сведения о перемещаемых через таможенную границу таможенного союза товарах (описание, наименование, классификационные коды ЕТН ВЭД ТС), подлежащих санитарно-карантинному контролю, что послужило основанием для неприменения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Вместе с тем, в ходе производства дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО «РЖД» по признакам ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, были получены копии свидетельств о государственной регистрации, выданных Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области, подтверждающих безопасность товаров, явившихся предметом административного правонарушения, в части их соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. Соответственно, наличие разрешительных документов на товары свидетельствует о соблюдении установленных ограничений.

Тем не менее, в силу ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

При этом под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения (ст. 16.1, прим.2 КоАП РФ).

Согласно п. 3 ст. 186 ТК ТС для заявления таможенной процедуры таможенного транзита декларантом может быть перевозчик, в том числе таможенный перевозчик.

В соответствии со ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Как следует из вышеизложенного, в результате таможенного досмотра товаров установлено, что вместо указанных ОАО «РЖД» в транзитной декларации товаров – трико для девочек, фактически ввезены товары – колготки для девочек, то есть ОАО «РЖД» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выражающееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товаров для получения разрешения на таможенный транзит.

Факт совершения правонарушения ОАО «РЖД» подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в частности актом таможенного досмотра от 18.08.2011 года, транзитными декларациями, где в графе 50 имеются штампы железной дороги, удостоверенные подписями, товаросопроводительными документами. Представленные доказательства подтверждают факт сообщения перевозчиком недостоверных сведений о перемещаемом грузе в транзитной декларации. Согласно части 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы представителей ОАО «РЖД» об отсутствии вины перевозчика в совершении административного правонарушения судья находит необоснованными, поскольку в соответствии с параграфом 2 ст. 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1951г. железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной, аналогичная норма закреплена и в ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Таким образом, перевозчик, фактически перемещающий товар через границу, принимает на себя обязанность за достоверность заявления таможенному органу сведений о товаре, ввиду чего должен принять необходимые меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, то есть проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность. Доводы представителей на то, что в процессе расследования таможенным органом не были установлены конкретные лица заполнявшие таможенные декларации не могут быть приняты во внимание, так как в транзитных таможенных декларациях проставлены штампы «Забайкальск Заб ж.д.», удостоверенные подписями. Факт подачи транзитной декларации работником ОАО «РЖД» подтверждается также письмом ООО «Таможенно-брокерский центр», уведомившего железную дорогу о имеющих место препятствиях.

Доводы представителя таможни о том, что указанные декларации составлялись в электронном и печатном виде сотрудником единого таможенного брокера-ООО «Таможенный-Брокерский Центр», представляющей интересы ОАО «РЖД» при оформлении транзитных таможенных деклараций подтверждены представленными документами, а также указанным письмом.

Также несостоятельны ссылки представителей ОАО «РЖД» на некачественное заполнение товаросопроводительных документов грузоотправителем, наличие исправлений и подчисток в документах представленных китайским грузоотправителем, повлекших внесение недостоверных сведений в таможенную декларацию, не является основанием для освобождения от ответственности, а напротив предполагает обязанность при составлении таможенный транзитных деклараций убедиться в соответствии товаров документам. Более того, о наличии недостатков, влияющих на принятие решения таможенного органа о разрешении впуска товаров ОАО «РЖД» было уведомлено в день поступления груза. (л.д.. 157 ).

Железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной, что предусмотрено как международным законодательством, так и такое право установлено и Российским законодательством. Вместе с тем, таким правом железная дорога не воспользовалась, что и повлекло предоставление недостоверных сведений.

Относительно довода представителя ОАО «РЖД» о нарушении таможней процессуальных норм при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении судья исходит из следующего, о вынесении таможней определения о возбуждении административного дела ОАО «РЖД» было уведомлено телеграммой, в которой действительно не было указано время и место составления данного определения, однако данное нарушение нельзя считать существенным, поскольку копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении с разъяснением прав и обязанностей была направлена в адрес юридического лица почтой. На составление протокола ОАО «РЖД» было извещено надлежащим образом. Доводы о том, что таможенные органы обязаны были также известить филиал юридического лица являются несостоятельными, так как вопросы направления представителей для участия в деле правомочно решать юридическое лицо, которое и привлекается к ответственности.

При назначении административного наказания, в соответствии со ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ судья, учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие смягчающих обстоятельств и наличие отягчающих: повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. без конфискации предмета административного правонарушения.

В силу ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ издержки за хранение предмета административного правонарушения в размере 442680 руб. 24 коп. следует возложить на счет ОАО «РЖД».

На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО «Российские железные дороги», зарегистрированное по адресу: <адрес>, ИНН , ОГРН , дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, подвергнув его наказанию в виде штрафа в размере 50000 руб. без конфискации предмета административного правонарушения.

Издержки по делу об административном правонарушении в размере 442680 руб. 24 коп. возложить на ОАО «Российские железные дороги».

Товары являющиеся предметом административного правонарушения изъятые по протоколу изъятия от 01.09.2011 года возвратить собственнику после оформления таможенных процедур.

Исполнение постановления возложить на Читинскую таможню.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков

Административный штраф подлежат уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления в законную силу, издержки также подлежат уплате по следующим реквизитам счета Читинской таможни:

Банк получателя: ОПЕРУ – 1 Банка России, г. Москва, 701

БИК 044501002

Счет № 40101810800000002901

Получатель Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

ИНН 7730176610

КПП 773001001

ОКАТО 45268595000

При заполнении платежных поручений в обязательном порядке должны быть заполнены следующие поля:

(101) – двузначный показатель статуса плательщика

(61) – ИНН получателя 7730176610

(103) – КПП получателя 773001001

(16) – получатель Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

(104) – КБК 153 116040000 10 000 140 (штрафы)

- КБК 153 113030100 10 000 130 (издержки)

(105) – значение кода ОКАТО 45268595000

(107) – код таможенного органа 10612000 (Читинская таможня)

В графе платёжного поручения «назначение платежа» обязательно указать: «В счёт уплаты штрафа/издержек по делу об АП 10612000-742/2011».

Документы, подтверждающие исполнение постановления, представить в суд.