№ 5-108/12 постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ



Дело № 5-108-2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

10 февраля 2012г. судья Центрального районного суда г.Читы Журавлева Н.А., при секретаре Шевченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги»,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Забайкальского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги», в соответствии с которым в рамках проведенного по факту обращения ФИО6 по поводу плохого качества воды, подаваемой в пассажирские поезда на ст.Белогорск Амурской области, административного расследования установлено, что из 26 проб питьевой воды взятых из водозаборных колонок на ст.Белогорск не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого
водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим показателям 11 проб или 42,3% (колонки на 1 пути №№ 2,3,5,6,7,8,9,12,17, колонки на 2 пути №№ 2,10), по санитарно -химическим показателям 2 пробы или 7,7% (колонки на 1 пути - 9,13).

При проведении санитарно-эпидемиологического обследования гидроколонок выявлены нарушения санитарных правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», которые могут привести к загрязнению воды в процессе её подачи в поезд, а именно: гидроколонки, расположенные на междупутьях перрона ст. Белогорск не имеют отмостков из асфальта или бетона с уклоном стока воды в ливневую канализацию, вследствие чего все колодцы заполнены водой на 90 %, что нарушает требования п. 4.2.4, СП 2.5.1198-03 в соответствие с которым, гидроколонки должны иметь отмостки из асфальта или бетона с уклоном для стока воды в канализацию. В нарушение п.4.2.5 СП 2.5.1198-03 гидроколонки не оборудованы специальными устройствами, исключающими загрязнение оголовка водозаправочных шлангов.

В соответствии со ст.23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении направлено в Центральный районный суд для разрешения вопроса о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности.

В судебном заседании представитель Забайкальского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Новиков С.А., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал, дополнив, что в настоящее время выявленные нарушения требований санитарных правил и норм ОАО «Российские железные дороги» устранены.

Представители ОАО «Российские железные дороги» Субботина А.Ю. и Кузьменко Е.О., действующий на основании доверенности, вины ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, не признали. Пояснили, что в период проведения в отношении ОАО «Российские железные дороги» административного расследования Забайкальским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту был допущен ряд процессуальных нарушений, исключающих, по их мнению, возможность привлечения ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности. Также пояснили, что факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении в отношении подачи в пассажирские поезда некачественной питьевой воды, имели место, однако, в настоящее время качество воды приведено в соответствии с установленными действующим законодательством санитарными нормами и правилами. Возникновение нарушений стало возможно по причине допущенных недоработок в Регламенте взаимодействия забайкальской дирекции по тепловодоснабжению с Дирекцией инфраструктуры (службой вагонного хозяйства) Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» и Забайкальским филиалом ОАО «ФПК» по обеспечению холодным водоснабжением пассажирских вагонов по Свободненскому региону, которые принимаемыми ОАО «Российские железные дороги» мерами устраняются. Также просили учесть при рассмотрении дела, что ранее ОАО «Российские железные дороги» не привлекалось к административной ответственности на аналогичные административные правонарушения и приняло своевременные адекватные меры к устранению выявленных нарушений.

Выслушав доводы представителя Забайкальского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, ОАО «Российские железные дороги», исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил.

Согласно ст. ст. 18, 19 Закона, водные объекты не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно ст. 32 Закона, производственный контроль, в том числе, проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе (п. 4.1, 4.2).

Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды (п. 4.7).

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусматривают, что территория 1 пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, ограждена и обеспечена охраной. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов (п. 3.2.1.1. п. 3.2.1.4)

Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в отношении юридических лиц в виде штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, в Забайкальский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту поступило обращение ФИО6, в котором последний обращает внимание на то, что питьевая вода, подаваемая в пассажирские вагоны на ст.Белогорск Амурской области, имеет плохое качество.

По фактам, изложенным в заявлении, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования было вынесено определение о назначении–экспертизы, проведение которой было поручено по месту совершения административного правонарушения Белогорскому филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» из 26 проб питьевой воды взятых из водозаборных колонок на ст. Белогорск не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим показателям 11 проб или 42,3% (колонки на 1 пути №№ 2,3,5,6,7,8,9,12,17, колонки на 2 пути №№ 2,10), по санитарно-химическим показателям 2 пробы или 7,7% (колонки на 1 пути - 9,13).

При проведении санитарно-эпидемиологического обследования гидроколонок выявлены нарушения санитарных правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», которые могут привести к загрязнению воды в процессе её подачи в поезд, а именно: гидроколонки, расположенные на междупутьях перрона ст. Белогорск не имеют отмостков из асфальта или бетона с уклоном стока воды в ливневую канализацию, вследствие чего все колодцы заполнены водой на 90 %, что нарушает требования п. 4.2.4, СП 2.5.1198-03. В нарушение п.4.2.5 СП 2.5.1198-03 гидроколонки не оборудованы специальными устройствами, исключающими загрязнение оголовка водозаправочных шлангов.

Согласно представленному в материалах дела Регламенту взаимодействия Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению с Дирекцией инфраструктуры Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» и Забайкальским филиалом ОАО «ФПК», расположенном в пределах границы Забайкальской железной дороги по обеспечению холодным водоснабжением пассажирских вагонов, Дирекция по тепловодоснабжению предоставляет Дирекции инфраструктуры, Забайкальскому филиалу «ФПК» услуги по получению (отпуску) питьевой воды для заправки вагонов, несет ответственность за исправное состояние, ремонт и эксплуатацию магистральных сетей водоснабжения, транспортирующих воду для экипировки вагонов водой, организует производственный лабораторный контроль качества питьевой воды силами аккредитованных лабораторий.

В свою очередь Дирекция инфраструктуры несет ответственность за исправное состояние, ремонт и эксплуатацию устройств: запорной арматуры (вентилей, шаровых кранов), установленной в колодцах для экипировки водой поездов; заправочных рукавов; присоединительных головок к системе водоснабжения пассажирских поездов.

Забайкальской дирекцией инфраструктуры представлена справка, выданная начальником Свободненского регионального центра Дирекции по тепловодоснабжению, согласно которой участок перронного водоснабжения ст.Белогорск находится на балансе Дирекции по тепловодоснабжению.

Таким образом, Дирекция инфраструктуры не несет ответственности за экипировку гидроколонок.

Из представленных документов установить балансовую принадлежность гидроколонок ст. Белогорск не представляется возможным.

Дирекция по тепловодоснабжению и Дирекция инфраструктуры являются структурными подразделениями ОАО «Российские железные дороги».

Следовательно, при осуществлении деятельности по обеспечению пассажирских вагонов питьевой водой ОАО «Российские железные дороги» обязано осуществлять своевременный контроль соответствия водного объекта санитарным правилам, однако, как усматривается из материалов дела указанную обязанность надлежащим образом не исполнило: не обеспечило соблюдение требования санитарного законодательства, а именно п.п.1,2 ст. 19 Федерального закона Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствие с которыми, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, том числе, и на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой золы санитарным правилам.

Не исполнение данных норм создает угрозу возникновения инфекционных заболевания и нарушает права человека на благоприятную окружающую среду.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что, отпуская в пассажирские вагоны питьевую воду не соответствующую санитарным нормам, ОАО «Российские железные дороги» ОАО «Российские железные дороги» допустило нарушение требований санитарных правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» при экипировке гидроколонок, и правил, предусмотренных СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Указанное обстоятельство нашло своё подтверждение в суде.

При таких обстоятельствах, анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, судья находит вину ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, полностью доказанной.

При назначении наказания судья учитывает, что на момент рассмотрения дела выявленные в результате проверки нарушения требований санитарного законодательства устранены и полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

Доводы представителя ОАО «Российские железные дороги» Субботиной А.Ю. о том, что ОАО «Российские железные дороги» не подлежит привлечению к административной ответственности в связи с допущенными Забайкальским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту процессуальными нарушениями, выразившимися в несоблюдении срока составления протокола об административном правонарушении, а также в не вынесении определения о продлении срока проведения административного расследования и определения об окончании административного расследования, являются надуманными, поскольку указанные нарушения сами по себе не исключают возможности привлечения к административной ответственности.

Ссылки представителя ОАО «Российские железные дороги» на то обстоятельство, что Забайкальским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту не правомочно вести административное расследование по факту правонарушения, совершенного на территории Амурской области (ст.Балогорск), также не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из представленного в материалах дела Положения о Забайкальском территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, последнее наделено полномочиями по организации и осуществлении надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, в отношении зданий, сооружений культурно-бытового назначения, объектов инженерной инфрастурктуры железнодорожного транспорта, к каковым относится система водоснабжения ст.Белогорск.

Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

ОАО «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, и назначить ОАО «Российские железные дороги» наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней.

Судья: Журавлева Н.А.