статья 15.27



Дело № 10-232-10

Р Е Ш Е Н И Епо делу об административном правонарушении

«15» ноября 2010 года судья Центрального районного суда г.Читы Новиков В.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Лотереи Читы» Малышкина Геннадия Федоровича на постановление и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу ФИО7 от 06 июля 2010 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу ФИО2 от 06 июля 2010 года Малышкин Г.Ф. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12000 руб.

Малышкин Г.Ф. подал жалобу в Центральный районный суд г.Новосибирска, в которой просит признать незаконным указанное постановление, ссылаясь на то, что ООО «Лотереи Читы» не является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в том смысле, которое определено законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Определением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 августа 2010 года дело передано по подведомственности в Центральный районный суд г. Читы.

Заявитель Малышкин Г.Ф. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба Малышкина Г.Ф. поступила в Центральный районный суд г.Новосибирска 23 августа 2010г. Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование.

Обжалуемое постановление вынесено 06 июля 2010г., заявителем получено согласно почтовому уведомлению и журналу входящей корреспонденции 02 августа 2010г. При этом заявитель 09 августа 2010 года, то есть в установленный десятидневный срок с момента получения, обратился в Центральный районный суд г. Читы с жалобой на указанное постановление, однако данная жалоба 16 августа 2010 года судьей Центрального районного суда г. Читы была возвращена с разъяснением права на обращение с данной жалобой в районный суд по месту рассмотрения дела. В Центральный районный суд г. Новосибирска жалоба Малышкиным Г.Ф. была направлена согласно штампу почтового отделения 17 августа 2010 года. Указанные причины пропуска срока на обжалование постановления судья считает уважительными, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока – подлежащим удовлетворению. Восстановить Малышкину Г.Ф. пропущенный срок на обжалование постановления и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Р.И. Шумяцкого от 06 июля 2010 года.

Судьей установлено, что в результате выездной проверки, проведенной МРУ Росфинмониторинга по СФО, было установлено, что ООО «Лотереи Читы» как организация, организующая и проводящая лотереи, на учете в Росфинмониторинге не состоит, правила внутреннего контроля в ней не разработаны, руководителем организации не утверждены, с Росфинмониторингом не согласованы, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ не назначено, то есть генеральным директором ООО «Лотереи Читы» Малышкиным Г.Ф. не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, составлен протокол об административном правонарушении. По результатам рассмотрения данного протокола и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга ФИО8 06 июля 2010 года было вынесено постановление о привлечении Малышкина Г.Ф. к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 12000 рублей.

Статья 15.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Таким образом, субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.

В соответствии с положениями ст. 5 ФЗ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы. Данный перечень является исчерпывающим.

В силу п. 7 ст. 2 ФЗ от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи. Проведением лотереи согласно п. 8 указанной статьи признается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Указанный закон также дает определение понятию оператора лотереи, который наряду с организатором наделен правом на проведение лотереи, согласно п. 9 ст. 2 им является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства. Таким образом, ФЗ «О лотереях» содержит конкретный перечень действий, осуществление которых образует понятие проведение лотереи.

В то же время данный закон определяет распространителя лотерейных билетов как лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (п. 10 ст. 2).

Из системного анализа приведенных норм ФЗ «О лотереях» следует, что законодатель разграничил субъектов правоотношений, регулируемых данным законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, каждый из которых наделен собственной компетенцией. Из чего следует, что распространение лотерейных билетов, выплата выигрышей по ним не тождественны понятию проведение лотереи.

Как усматривается из материалов дела ООО «Лотереи Читы» является распространителем лотерейных билетов и не имеет договорных отношений с организаторами лотерей, предметами которых были бы проведение лотереи от имени и по поручению организаторов, что подтверждается имеющемся в деле договором на распространение всероссийских лотерей, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ООО «Лотереи Читы».

В силу положений ч. 3 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

То обстоятельство, что согласно уставу сфера специализации ООО «Лотереи Читы» является, в том числе, организация и проведение лотерей на территории РФ и за ее пределами, правового значения не имеет, поскольку МРУ Росфинмониторинга по СФО не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Лотереи Читы» фактически организовывало и проводило лотереи.

Таким образом, деятельность ООО «Лотереи Читы» не подпадает под действие ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», поскольку заявитель не организует и не проводит лотереи, а является только распространителем лотерейных билетов, следовательно, заявитель не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.

На основании изложенного постановление и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО2 от 06 июля 2010 года о привлечении генерального директора ООО «Лотереи Читы» Малышкина Геннадия Федоровича к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ судья

РЕШИЛ:

Постановление и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу ФИО2 от 06 июля 2010 года о привлечении генерального директора ООО «Лотереи Читы» Малышкина Геннадия Федоровича к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья В.Н. Новиков