о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ



Р Е Ш Е Н И Е

По делу об административном правонарушении

17 января 2011 года г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы ЦОКТОЕВА О.В.,

при секретаре КРАВЦОВОЙ Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Михалева Анатолия Дмитриевича на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю № 319 от 28.10.2010 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Михалев Д.А. обратился в суд с указанной жалобой, в которой просит постановления Забайкальского Управления Федеральной антимонопольной службы России № 319 от 28.10.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. При этом заявитель ссылается на то, что МП г. Читы «Проектно-производственное архитектурно – планировочное бюро «Геоплан» не наделено полномочиями по изготовлению и выдаче градостроительных планов земельных участков на территории городского округа «Город Чита». Данное обстоятельство подтверждается внесенными изменениями в Устав постановлением Мэра г. Читы №148 от 06.09.2010.

Заявитель в суд не явился, направил представителя, суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие с участием его представителя.

В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал так, как они изложены. Просит постановления отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Забайкальского Управления Федеральной антимонопольной службы России, указал на необоснованность доводов жалобы, суду пояснил, что решение, которым в отношении Администрация городского округа «Город Чита» установлен факт нарушения антимонопольного законодательств, выразившегося в передаче хозяйствующему субъекту – МП ППАП бюро «Геоплан» функции и права органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, вступило в силу 29.06.2010. Каких-либо действий со стороны Администрации городского округа «Город Чита» по обжалованию названного решения совершено не было. Просил обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления данного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В соответствии с ч. 26 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Согласно пункту 4 статьи 34 Устава городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168 «О принятии Устава муниципального образования городской округ «Город Чита», Администрация городского округа «Город Чита» организует подготовку документов территориального планирования, направление их для проведения государственной экспертизы, выполнение генерального плана городского округа, соблюдение правил застройки и землепользования, составления нормативов градостроительного проектирования городского округа, проектов инженерных сооружений и благоустройства городского округа, вносит их на утверждение Думы городского округа; осуществляет ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа; организует разработку решений о развитии застроенных территорий и контроль за их исполнением.

Согласно пункту 2.7 Решения Думы городского округа «Город Чита» от 14.05.2009 № 69 «Об утверждении Положения о комитете по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» к основным задачам комитета относится, в том числе, обеспечение подготовки градостроительных планов земельных участков.

Таким образом, подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков является функцией органа местного самоуправления.

Материалами дела установлено, что по поручению Прокуратуры Забайкальского края Забайкальским УФАС России была проведена проверка по вопросу изготовления Администрацией и МП ППАП бюро «Геоплан» градостроительных планов земельных участков, в связи с обращением председателя правления Забайкальского союза строителей Викулова Б.Е.

Из протокола об административном правонарушении от 15.10.2010 усматривается, что 29 июня 2010 года решением Комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрация городского округа «Город Чита» признана нарушившей ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части наделения хозяйствующего субъекта – МП ППАП бюро «Геоплан» функций и правами органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков. Администрации выдано предписание об устранении нарушения.

Факт наделения полномочиями по изготовлению и выдаче градостроительных планов земельных участков на территории городского округа «Город Чита» МП ППЛП бюро «Геоплан», подтверждается письмом Администрации городского округа «Город Чита от 20.05.2010 №1259-7. Кроме того, в Постановлении мэра города Читы от 21.02.2007 №42 «О внесении изменения в Устав муниципального предприятия города Читы «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро «Геоплан» указано, что МП ППАП бюро «Геоплан» наделено полномочиями по изготовлению и выдаче градостроительных планов земельных участков на территории городского округа «Город Чита».

Согласно названному протоколу, МП ППАП бюро «Геоплан» за период с 01.01.2007 по 01.05.2010 изготовлено и выдано 651 градостроительный план земельных участков (л.д.___).

В соответствии с п. 1.2 Устава МП ППАП бюро «Геоплан» данное предприятие является коммерческой организацией

В ходе проверки Забайкальским УФАС России было установлено, что стоимость изготовления предприятием градостроительного плана земельного участка для индивидуального строительства составляет 7308,29 руб., юридическим лицам - 9500,78 руб./га.

Изложенные выше обстоятельства подтверждают вывод Забайкальского УФАС России относительно наделения хозяйствующего субъекта - МП ППАП бюро «Геоплан» функцией и правами органа местного самоуправления по подготовке и выдаче заказчикам градостроительных планов земельных участков.

Часть 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» содержит правило, устанавливающее запрет на совмещение функций государственных органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, иных властных органов и органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Таким образом, указанные государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать в качестве коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

Исключения из данного правила могут быть установлены не только федеральными законами, но и указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Также указанной статьей установлен запрет наделять хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход) правами и функциями органов государственной власти и местного самоуправления, так как такие действия могут негативно сказаться на конкуренции. Причем данная норма носит безусловный характер.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 данного Кодекса (см. комментарий к ст. 16 Закона), влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

В соответствии со статьей 33 Устава городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168 «О принятии Устава муниципального образования городской округ «Город Чита» администрацию городского округа «Город Чита» возглавляет и руководит ею на принципах единоначалия Мэр города Читы.

Согласно ч. 1 ст. 48 Устава городского округа «Город Чита» Мэра города Читы в пределах своих полномочий, установленных федеральным законами, законами Читинской области, законами Забайкальского края, настоящим Уставом и решениями Думы городского округа, издает постановления по вопросам местного значения городского округа и по вопросам, связанным с осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами, законами Читинской области, законами Забайкальского края, а также распоряжения по вопросам ненормативного характера.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования городской округ «Город Чита» от 02.03.2009 №23 «Об определении результатов выборов Мэра города Читы» признан избранным на должность Мэра города Читы Михалев Анатолий Дмитриевич.

Ст. 14.9 КоАП РФ установлен запрет наделять хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход) правами и функциями органов государственной власти и местного самоуправления, так как такие действия могут негативно сказаться на конкуренции. Причем данная норма носит безусловный характер.

При таких обстоятельствах, вывод о ненадлежащем исполнении Михалевым А.Д. своих полномочий, выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта - МП ППАП бюро «Геоплан» ( самостоятельного юридического лица, являющегося коммерческой организации) - функцией и правами органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков за плату, подтверждается собранными по делу доказательствами. С учетом указанного ссылка заявителя жалобы на принятие изменений в Устав МП г. Читы «Проектно – производственное архитектурно – планировочное бюро «Геоплан», исключающих формулировку «подготовка и выдача заказчиком градостроительных планов земельного участка», не является основанием для отмены обжалуемого постановления.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Забайкальского Управления Федеральной антимонопольной службы России № 319 от 28.10.2010 года о привлечении Михалева Анатолия Дмитриевича к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд.

Судья ЦОКТОЕВА О.В.