Дело № 12-233-11 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении «27» июня 2011 года г. Чита Судья Центрального районного суда г. Читы Доржиева Б.В., при секретаре судебного заседания Дугаржаповой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Еловских С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, при в\ч, работающего директором филиала ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление «Ззабайкальский», на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> Новосельцева А.И.,18.02.2011 № о привлечении Еловских С.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, у с т а н о в и л: Постановлением № государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> Наделяева Д.О. от ДД.ММ.ГГГГ Еловских С.А., являющийся должностным лицом, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей. В постановлении указано, что Еловских С.А., являясь директором Филиала ОАО «РЭУ» «Забайкальский» своевременно не исполнил свои должностные обязанности, не получив разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух котельными войсковых частей №№ 96572, 96532 военного городка №, расположенными по адресу: <адрес> звезды, 5а. Отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу является нарушением требований ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Бездействие должностного лица Еловских С.А. содержит состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Не согласившись с указанным постановлением, Еловских С.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, что наложенное взыскание необоснованно, поскольку согласно государственного контракта 1-ТХ от ДД.ММ.ГГГГ филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский», является организацией, оказывающей услуги по эксплутационному содержанию объектов теплоэнергетики Министерства обороны РФ без передачи этих объектов в пользование. Котельные предназначены для отопления зданий военного ведомства, расположенных на территории воинских частей. Сотрудники филиала в зданиях не располагаются, предпринимательская деятельность не ведется. В настоящее время ОАО «РЭУ», согласно заключенному госконтракту с МО, оказывает услуги по эксплуатационному содержанию данной котельной. Данный контракт к договору аренды, либо к договору эксплуатации не приравнен. Иными договорами данные отношения не предусмотрены. В тексте госконтракта каких-либо обязанностей по платежам за НВОС и получение разрешительной документации, предусмотренных действующим природоохранным законодательством, для ОАО «РЭУ» не оговорено. Изначально данные котельные эксплуатировали КЭЧ, сейчас ее обслуживает ОАО «РЭУ» «Забайкальский», фактическим владельцем котельной является МО РФ в лице КЭЧ. Именно КЭЧ разрабатывала проектную документацию и получала разрешения, в настоящее время срок действия документации истек. Руководством «РЭУ» принято решение о разработке нормативно-технической документации и получения разрешительной документации на ее основе после передачи объектов в эксплуатацию, либо в безвозмездное пользование «ОАО «РЭУ». Сейчас МО РФ оплачивает услуги по эксплуатационному содержанию на основе контракта, который не может быть приравнен к договору аренды, либо договору эксплуатации. В судебном заседании представители заявителя Красулин Н.Н., Быков В.А., действующие на основании доверенности, доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили жалобу удовлетворить, пояснив, что их организация оказывает услуги по эксплуатации оборудования, а не является собственниками, фактическим владельцем котельных является Министерство обороны Российской Федерации, и поэтому ответственность за разработку проектной документации и получения разрешения не может быть возложена на филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский». Считают, что данное правонарушение является малозначительным, поскольку данные котельные уже эксплуатировались военными и находились в ненадлежащем техническом состоянии. В настоящее время «ОАО «РЭУ» не имеет собственных средств, хотя приняты определенные меры и была введена должность эколога. Представители Управления Росприроднадзора по <адрес> – Новосельцев А.И., Наделяев В.О., Болгова И.Г. с доводами жалобы не согласились, в предоставленном отзыве на жалобу пояснили, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения. Согласно Государственного контракта получение разрешений и иной необходимой документации осуществляется Исполнителем, т.е. ОАО «РЭУ» «Забайкальский». В связи с чем, доводы заявителя о том, что владельцем котельной является МО РФ и поэтому ответственность за разработку проектной документации и получения разрешения не может быть возложена на филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский», необоснованны, не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждены материалами дела. Еловских С.А. в силу возложенных на него обязанностей имел полную возможность для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Заслушав представителей Управления Росприроднадзора по <адрес>, представителей должностного лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив все в совокупности с действующим законодательством, суд находит постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> Новосельцева А.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Еловских С.А. как должностного лица к административной ответственности по вышеуказанной статье, законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям. Согласно части 1 ст.8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Из смысла ст.34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружающей среды в России экологическое законодательство предусматривает систему мероприятий, в состав которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных объектов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения всеми должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Согласно п.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Факт отсутствия разрешения на выброс должностным лицом не оспаривается, установлен в ходе внеплановой выездной проверки филиала ОАО «РЭУ «Забайкальский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Еловских С.А., являющийся должностным лицом, в жалобе указал на то, что фактическим владельцем котельных является Министерство обороны Российской Федерации в лице КЭЧ, и поэтому ответственность за разработку проектной документации и получения разрешения не может быть возложена на филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский». Согласно п. 3.13 Устава ОАО «РЭУ», утвержденного приказом Министра обороны РФ №, филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Общества. В соответствии п. 1.2. Положения о филиале ОАО «РЭУ» «Забайкальский» (далее - Положение), утвержденного решением Совета директоров ОАО «РЭУ» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) филиал входит в состав ОАО «РЭУ», п. 2.1 - филиал является обособленным структурным подразделением ОАО «РЭУ». В соответствии с п. 1.1 Государственного контракта №-ТХ от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации ОАО «РЭУ» обязуется оказывать услуги по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации, включая объекты недвижимости, инженерные сети и оборудование, обеспечивая надлежащие условия для теплообеспечения в согласованных объемах потребителей Заказчика. Пунктом. 1.3 Контракта установлено, что услуги ОАО «РЭУ» включают в себя функционально и технологически связанные действия по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования объектов коммунального хозяйства и оказанию услуг, в частности, организацию теплообеспечения и обеспечение надлежащего снабжения тепловой энергией потребителей. Согласно п. 9.4 Контракта Министерство обороны Российской Федерации имеет право при необходимости проверять наличие соответствующих лицензий, разрешений, проектной и технической документации, иных необходимых для проведения работ и оказания услуг документов. Данным пунктом подтверждается, что получение разрешений и иной необходимой документации осуществляется ОАО «РЭУ» «Забайкальский». На основании вышеизложенного следует, что доводы директора филиала ОАО «РЭУ» «Забайкальский» Еловских С.А. о том, что фактическим владельцем котельной является Министерство обороны Российской Федерации в лице КЭЧ, и поэтому ответственность за разработку проектной документации и получения разрешения не может быть возложена на филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский», необоснованны, не соответствуют фактическим обстоятельствам, и не подтверждены материалами дела. Поскольку обязанность по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на эксплуатируемые объекты, а также получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разработанного проекта ПДВ лежит на организации, фактически эксплуатирующей объекты теплоснабжения, согласно Контракту ОАО «РЭУ» «Забайкальский» приступил к фактическому оказанию услуг по эксплутационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков с ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.5 Государственного контракта). В соответствии с п. 3.1, 3.2 Положения целью деятельности филиала ОАО «РЭУ» «Забайкальский» является получение экономических результатов и финансовой прибыли, запланированных ОАО «РЭУ». Для достижения данной цели филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский» осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие виды деятельности: эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. ОАО «РЭУ» «Забайкальский», в лице которого выступает директор Еловских С.А., своевременно не исполнил свои обязанности, в получении должного разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух котельными войсковых частей №№ 96572, 96532 военного городка №, хотя в силу возложенных на него должностных обязанностей директор должен был предпринять все необходимые меры для получения необходимого разрешения. В связи с чем, Еловских С.А., являющийся должностным лицом, не выполнив предписаний законодательства, нарушил правила охраны атмосферного воздуха. Таким образом, судья полагает, что Еловских С.А. законного и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ, наказание ему назначено в пределах санкции указанной статьи, как должностному лицу. Каких-либо нарушений материального и процессуального закона при привлечении должностного лица к административной ответственности не установлено. При этом судья также не усматривает оснований для освобождения от ответственности в силу малозначительности правонарушения, поскольку полагает, что указанное правонарушение не может быть признано малозначительным, так как нарушены требования закона об охране атмосферного воздуха. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> Наделяева В.О.. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении должностного лица Еловских С.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Еловских С.А. – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы. Судья Б.В. Доржиева <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>а