Дело № Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении «27» июня 2011 года <адрес> Судья Центрального районного суда г. Читы Доржиева Б.В., при секретаре судебного заседания Дугаржаповой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Еловских С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, при в/ч, работающего директором филиала ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Забайкальский», на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> НДО от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении должностного лица Еловских С.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, у с т а н о в и л: Постановлением № государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> НДО от ДД.ММ.ГГГГ Еловских С.А., являющийся должностным лицом, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей. В постановлении указано, что Еловских С.А., являясь директором Филиала ОАО «РЭУ» «Забайкальский» своевременно не исполнил свои должностные обязанности, не получив разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух котельной сборного пункта военного комиссариата <адрес>. Отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу является нарушением требований ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Бездействие должностного лица Еловских С.А. содержит состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Не согласившись с указанным постановлением, Еловских С.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, что наложенное взыскание необоснованно, поскольку согласно государственного контракта 1-ТХ от ДД.ММ.ГГГГ филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский», является организацией, оказывающей услуги по эксплутационному содержанию объектов теплоэнергетики Министерства обороны РФ без передачи этих объектов в пользование. Котельные предназначены для отопления зданий военного ведомства, расположенных на территории воинских частей. Сотрудники филиала в зданиях не располагаются, предпринимательская деятельность не ведется. В настоящее время ОАО «РЭУ», согласно заключенному госконтракту с МО, оказывает услуги по эксплутационному содержанию данной котельной. Данный контракт к договору аренды, либо к договору эксплуатации не приравнен. Иными договорами данные отношения не предусмотрены. В тексте госконтракта каких-либо обязанностей по платежам за НВОС и получение разрешительной документации, предусмотренных действующим природоохранным законодательством, для ОАО «РЭУ» не оговорено. Изначально данные котельные эксплуатировали КЭЧ, сейчас ее обслуживает ОАО «РЭУ» «Забайкальский», фактическим владельцем котельной является МО РФ в лице КЭЧ. Именно КЭЧ разрабатывала проектную документацию и получала разрешения, в настоящее время срок действия документации истек. Руководством «РЭУ» принято решение о разработке нормативно-технической документации и получения разрешительной документации на ее основе после передачи объектов в эксплуатацию, либо в безвозмездное пользование «ОАО «РЭУ». Сейчас МО РФ оплачивает услуги по эксплуатационному содержанию на основе контракта, который не может быть приравнен к договору аренды, либо договору эксплуатации. В судебном заседании представители заявителя Красулин Н.Н., Быков В.А., действующие на основании доверенности, доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили жалобу удовлетворить, пояснив, что их организация оказывает услуги по эксплуатации оборудования, а не является собственниками, фактическим владельцем котельной является Министерство обороны Российской Федерации, и поэтому ответственность за разработку проектной документации и получения разрешения не может быть возложена на филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский». Считают, что данное правонарушение является малозначительным, поскольку данные котельные уже эксплуатировались военными и находились в ненадлежащем техническом состоянии. В настоящее время «ОАО «РЭУ» не имеет собственных средств, хотя приняты определенные меры и была введена должность эколога. Представители Управления Росприроднадзора по <адрес> – Новосельцев А.И., Наделяев В.О., Болгова И.Г. с доводами жалобы не согласились, в предоставленном отзыве на жалобу пояснили, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения. Согласно Государственного контракта получение разрешений и иной необходимой документации осуществляется Исполнителем, т.е. ОАО «РЭУ» «Забайкальский». В связи с чем, доводы заявителя о том, что владельцем котельной является МО РФ и поэтому ответственность за разработку проектной документации и получения разрешения не может быть возложена на филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский», необоснованны, не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждены материалами дела. Еловских С.А. в силу возложенных на него обязанностей имел полную возможность для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Заслушав представителей Управления Росприроднадзора по <адрес>, представителей должностного лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив все в совокупности с действующим законодательством, суд находит постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> Новосельцева А.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Еловских С.А. как должностного лица к административной ответственности по вышеуказанной статье, законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям. Согласно части 1 ст.8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Из смысла ст.34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружающей среды в России экологическое законодательство предусматривает систему мероприятий, в состав которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных объектов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения всеми должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Согласно п.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Факт отсутствия разрешения на выброс должностным лицом не оспаривается, установлен в ходе внеплановой выездной проверки филиала ОАО «РЭУ «Забайкальский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Еловских С.А., являющийся должностным лицом, в жалобе указал на то, что фактическим владельцем котельных является Министерство обороны Российской Федерации в лице КЭЧ, и поэтому ответственность за разработку проектной документации и получения разрешения не может быть возложена на филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский». Согласно п. 3.13 Устава ОАО «РЭУ», утвержденного приказом Министра обороны РФ №, филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Общества. В соответствии п. 1.2. Положения о филиале ОАО «РЭУ» «Забайкальский» (далее - Положение), утвержденного решением Совета директоров ОАО «РЭУ» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) филиал входит в состав ОАО «РЭУ», п. 2.1 - филиал является обособленным структурным подразделением ОАО «РЭУ». В соответствии с п. 1.1 Государственного контракта №-ТХ от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации ОАО «РЭУ» обязуется оказывать услуги по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации, включая объекты недвижимости, инженерные сети и оборудование, обеспечивая надлежащие условия для теплообеспечения в согласованных объемах потребителей Заказчика. Пунктом. 1.3 Контракта установлено, что услуги ОАО «РЭУ» включают в себя функционально и технологически связанные действия по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования объектов коммунального хозяйства и оказанию услуг, в частности, организацию теплообеспечения и обеспечение надлежащего снабжения тепловой энергией потребителей. Согласно п. 9.4 Контракта Министерство обороны Российской Федерации имеет право при необходимости проверять наличие соответствующих лицензий, разрешений, проектной и технической документации, иных необходимых для проведения работ и оказания услуг документов. Данным пунктом подтверждается, что получение разрешений и иной необходимой документации осуществляется ОАО «РЭУ» «Забайкальский». На основании вышеизложенного следует, что доводы директора филиала ОАО «РЭУ» «Забайкальский» Еловских С.А. о том, что фактическим владельцем котельной является Министерство обороны Российской Федерации в лице КЭЧ, и поэтому ответственность за разработку проектной документации и получения разрешения не может быть возложена на филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский», необоснованны, не соответствуют фактическим обстоятельствам, и не подтверждены материалами дела. Поскольку обязанность по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на эксплуатируемые объекты, а также получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разработанного проекта ПДВ лежит на организации, фактически эксплуатирующей объекты теплоснабжения, согласно Контракту ОАО «РЭУ» «Забайкальский» приступил к фактическому оказанию услуг по эксплутационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков с ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.5 Государственного контракта). В соответствии с п. 3.1, 3.2 Положения целью деятельности филиала ОАО «РЭУ» «Забайкальский» является получение экономических результатов и финансовой прибыли, запланированных ОАО «РЭУ». Для достижения данной цели филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский» осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие виды деятельности: эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. ОАО «РЭУ» «Забайкальский», в лице которого выступает директор Еловских С.А., своевременно не исполнил свои обязанности, в получении должного разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух котельной сборного пункта военного комиссариата <адрес>, хотя в силу возложенных на него должностных обязанностей директор должен был предпринять все необходимые меры для получения необходимого разрешения. В связи с чем, Еловских С.А., являющийся должностным лицом, не выполнив предписаний законодательства, нарушил правила охраны атмосферного воздуха. Таким образом, судья полагает, что Еловских С.А. законного и обонованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ, наказание ему назначено в пределах санкции указанной статьи, как должностному лицу. Каких-либо нарушений материального и процессуального закона при привлечении должностного лица к административной ответственности не установлено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> Наделяева В.О.. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении должностного лица Еловских С.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Еловских С.А. – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы. Судья Б.В. Доржиева