статья 19.7 КоАП РФ



Председательствующий по делу

мировой судья Аксаненко Р.Т. Дело № 12-495-11

Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении

15 сентября 2011 года судья Центрального районного суда г.Читы Калашникова Т.А., при секретаре Страмиловой Я.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу нотариуса г.Читы Коноваловой О.Н на постановление мирового судьи судебного участка № 19 Центрального района г.Читы от 12 июля 2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица нотариуса г.Читы Новопашиной Олеси Викторовны по ст.19.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

У с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 19 Центрального района г.Читы от 12 июля 2011 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица нотариуса г.Читы Новопашиной Олеси Викторовны по ст.19.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю подал жалобу на указанное постановление, в которой указал, что считает постановление незаконным и необоснованным, т.к. в бездействии нотариуса г.Читы Новопашиной О.В. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.19.7 КоАП РФ, ее вина установлена материалами дела.Событие административного правонарушения заключается в том, что в нарушение ч.4 ст.20 ФЗ «О персональных данных» нотариус Новопашина О.В., являющаяся оператором персональных данных в силу определений, данных в ст. 3 ФЗ «О персональных данных», в течение семи рабочих дней не представила в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю) информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа. Надлежащим ответом на запрос Управления должно было быть либо уведомление об обработке персональных данных либо сообщение о праве оператора осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. В вину нотариусу вменяется не то, что она не направила уведомление, а то, что ею не была представлена информация об обработке персональных данных, необходимая Управлению для осуществления его полномочий в сфере защиты прав субъектов персональных данных. Просил постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю – Игнатенко Н.П., действующая на основании доверенности считает постановление мирового судьи незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по изложенным в жалобе основаниям.

Нотариус г.Читы Новопашина О.В. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не сообщила. Ее представители – адвокат Микулич А.С., действующий на основании ордера и Семичевский В.Г., действующий по устному ходатайству, в судебном заседании полагали жалобу Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что постановление мирового судьи подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, 22 июня 2011г. Управлением Роскомнадзора по Забайкальскому краю в отношении нотариуса Новопашиной О.В. составлен протокол № 49, согласно которого 19 апреля 2011г. нотариус Новопашина О.В. совершила правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ – не предоставление сведений (информации).

Как следует из указанного протокола, событие административного правонарушения выразилось в том, что в нарушение ч.4 ст.20 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» нотариус Новопашина О.В. в течение семи рабочих дней не представила в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю) информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, а именно сведения о направлении уведомления об обработке персональных данных в Управление либо о намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ч.1 ст.22 указанного выше Федерального закона, либо о не обработке персональных данных; сведения о категориях (видах) персональных данных, которые нотариус Новопашина О.В. обрабатывает (собирает) в ходе своей деятельности, и описание используемых способов обработки персональных данных; сведения о мерах по обеспечению безопасности персональных данных, которые нотариус Новопашина О.В. осуществляет при их обработке; сведения о предоставлении сторонним организациям (третьим лицам) данных о физических лицах, полученных нотариусом в ходе своей деятельности.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе, юридическими и физическими лицами, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О персональных данных" целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно статье 3 вышеназванного Федерального закона персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В силу части 1 статьи 22 данного Федерального закона оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Пункт 8 части 2 статьи 22 указанного Федерального закона определяет, что оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных, обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

Согласно «Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 687 от 15.09.2008г. - обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы (далее - персональные данные), считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.

В соответствии со ст.ст.1, 5, 50, 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, настоящими основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично - правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. В связи с этим Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается создание во всех субъектах Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и своим уставом (части первая, третья и четвертая статьи 24).

Как следует из ст.5 Закона «О нотариате» нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных статьей 16 настоящих Основ. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.

Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре. Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что мировым судьей при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении правомерно были учтены положения, предусмотренные части 2 статьи 22 Федерального закона "О персональных данных", позволяющие осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Как правильно установлено мировым судьей, обязанность представления в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных предусмотрена не для всех операторов и не во всех случаях. Доказательств того, что нотариус Новопашина О.В. осуществляет обработку таких персональных данных, об обработке которых обязана уведомить уполномоченный орган, а именно, не предусмотренных ч.2 ст.22 ФЗ «О персональных данных» не представлено.

Поскольку мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях нотариуса Новопашиной О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и производство по данному делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 19 Центрального района г.Читы от 12 июля 2011 года оставить без изменения, а жалобу Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья: Калашникова Т.А.