№ 12-478-2011 Центральный районный суд города Читы РЕШЕНИЕ по делу об административном правонарушении 9 декабря 2011 года Судья Центрального районного суда города Читы Иванец С.В. рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» Токмакова С.Г. на постановление государственного инспектора Ван-Мин-Ян Л.А. управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю № 09-064/2011 от 22 июля 2011 года, которым федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2. КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей, установил: Постановлением государственного инспектора Ван-Мин-Ян Л.А. управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю № 09-064/2011 от 22 июля 2011 года, федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2. КоАП РФ. В жалобе, представитель федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» Токмаков С.Г. просит отменить постановление должностного лица, дело прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В судебном заседании и.о. директора федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» Токмаков С.Г. доводы жалобы поддержал, просит отменить постановление государственного инспектора Ван-Мин-Ян Л.А. управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю № 09-064/2011 от 22 июля 2011 года. Представители управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю – Ван-Мин-Ян Л.А. и Намжилон Б.Б. просили оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, жалобу представителя федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» Токмакова С.Г. без удовлетворения. Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление государственного инспектора Ван-Мин-Ян Л.А. управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю № 09-064/2011 от 22 июля 2011 подлежит отмене по следующим основаниям. Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьёй 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом правонарушения - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества. Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ). Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"), по ГОСТу 17.4.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения" - на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" вводит понятие загрязняющего вещества - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (см. также приложения к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 1 "Опасные производственные объекты" и N 2 "Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности"). Объективная сторона данного правонарушения выражается в действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами). Состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2. КоАП РФ в отношении федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» должностным лицом Росприроднадзора не установлен. В материалах дела в подтверждение факта совершения административного правонарушения представлены протокол об административном правонарушении от 08.07.2011 и акт проверки от 04.07.2011. Данных доказательств, по мнению судьи, недостаточно для привлечения федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» к административной ответственности по статье 8.2. КоАП РФ. В соответствии со статьёй 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Привлекая федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» к административной ответственности должностное лицо Росприроднадзора должно установить факт совершения административного правонарушения, доказать вину правонарушителя в инкриминируемом ему правонарушении. В материалах дела отсутствует доказательства, подтверждающие факт осуществления федеральным государственным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» производственной деятельности, в результате которой происходит обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов. Также не представлено никаких доказательств, что в результате этой деятельности образуются отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества. Учитывая изложенное, постановление является незаконным и подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, а производство по делу прекращению, поскольку обстоятельства, изложенные в постановлении, не подтверждаются материалами административного дела. Руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса РФ об административном правонарушении, суд решил: Постановление государственного инспектора Ван-Мин-Ян Л.А. управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю № 09-064/2011 от 22 июля 2011 года, которым федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Забайкальскому краю» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2. КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей, - отменить, производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд, через Центральный районный суд города Читы, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья С.В. Иванец