Дело 2-456/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДата обезличена года ...
... суд ... в составе
председательствующего Сметанниковой С.Л.,
при секретаре Рудаковой Л.И.,
с участием прокурора Репниной М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... ... в защиту интересов Чебанина Во к администрации ..., администрации ... ... об отмене распоряжения, постановке на учет на получение жилья вне очереди, понуждении к предоставлению жилья вне очереди,
с участием истца Чебанина Во, представителя ответчика Сидоренко Т.М.,
установил:
... ... обратился в суд в защиту интересов Чебанина Во с иском к администрации ..., администрации ... ... об отмене распоряжения главы администрации ... ... Номер обезличенр от Дата обезличена г. «О снятии Чебанина Во с регистрационного учета», восстановлении на учете Чебанина Во на внеочередное получение жилья как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, понуждении администрации ... предоставить вне очереди отдельное жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления жилья.
В обоснование исковых требований указав, что с 2001 г. истец находился на полном государственном попечении в государственных учреждениях. Постановлением главы администрации ... ... Номер обезличен от Дата обезличенаг. Чебанина Во был поставлен на регистрационный учет. Распоряжением главы администрации ... ... Номер обезличенр от Дата обезличенаг. Чебанина Во был снят с регистрационного учета в связи с утратой оснований состоять на регистрационном учете и утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для отмены постановления о постановке на регистрационный учет послужило установление факта ранее закрепленного жилого помещения за Чебанина Во по адресу: ..., ...76. Однако закрепленного за ним жилого помещения не имеется, семья Чебанина Во не была зарегистрирована в данном жилом помещении, в связи с чем распоряжение Номер обезличенр от Дата обезличенаг. является незаконным и подлежит отмене. Просит восстановить установленный законом 3-х месячный срока для оспаривания решения органа местного самоуправления.
Истец Чебанина Во в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав объяснения прокурора.
Помощник прокурора ... ... - Репнина М.П. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, сослалась на доводы, указанные в иске, объяснила, что в настоящее время собственного жилья истец не имеет.
Представитель ответчика - администрации ... ... - Сидоренко Т.М., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, объяснила, что никаких документов о постановке истца на учет в администрации района не имеется.
Представитель ответчика - администрации ... в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора ... ... в защиту интересов Чебанина Во подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что Чебанина Во в 1998 году остался без попечения родителей. Постановлением главы администрации ... ... Номер обезличен от Дата обезличена г. над Чебанина Во установлена опека, опекуном назначена бабушка Чебанина ФМ, за Чебанина Во в.О. закреплено жилое помещение по адресу: ..., ...76.
В 2000 г. Чебанина Во был зарегистрирован по месту жительства в общежитии университета Номер обезличен по адресу: ..., ..., ... вместе с бабушкой Чебанина ФМ, где проживал до 2001 г.
Постановлением главы администрации ... ... Номер обезличен от Дата обезличена г. «О постановке на очередь для получения жилой площади» Чебанина Во был поставлен на регистрационный учет согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В октябре 2001 года по личном заявлению опекуна - Чебанина ФМ опека была снята, и Чебанина Во был определен в Детский дом Номер обезличен ..., откуда Дата обезличена г. выбыл в ПУ Номер обезличен ....
Таким образом, Чебанина Во с детского возраста (до 18 лет) остался без попечения родителей и находился на полном государственном обеспечении.
Распоряжением главы администрации ... ... Номер обезличенр от Дата обезличена г., имеющимся в материалах дела, Чебанина Во был снят с регистрационного учета в связи с утратой оснований состоять на регистрационном учете и утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для отмены постановления о постановке на регистрационный учет послужило установление факта ранее закрепленного жилого помещения за Чебанина Во по адресу: ..., ...76.
Суд считает, что оснований для снятия Чебанина Во с регистрационного учета у администрации ... ... не имелось.
Из объяснений прокурора следует, подтверждается поквартирной карточкой, доверенностью Дерегуз О.В. от Дата обезличена г., что нанимателем жилого помещения по адресу: ..., ...76 являлся Дерегуз О.В., который являлся сожителем матери Чебанина Во Дата обезличена г. Дерегуз О.В. выдал доверенность на имя бабушки истца Чебанина ФМ на право распоряжаться квартирой по своему усмотрению, без права на обмен и продажу жилья, с правом получения всех справок, связанных с жилым помещением, без права на прописку кого-либо, кроме ее самой и ее дочери ФИО8
Согласно поквартирной карточки жилого помещения по адресу: ..., ...76, семья Чебанина Во не была зарегистрирована по данному адресу, сам наниматель Дерегуз О.В. выписан из данной квартиры Дата обезличена г.
Таким образом, суд считает, что жилое помещение по адресу: ..., ...76, было закреплено за Чебанина Во в отсутствие на то законных оснований, прав на данное жилое помещение истец не приобрел.
Следовательно, Чебанина Во, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет жилищные условия, являющиеся основаниями, дающими право на получение жилого помещения по договору социального найма, снят с регистрационного учета был необоснованно, распоряжение главы администрации ... ... Номер обезличенр от Дата обезличена г. является незаконным.
Принимая во внимание, что Чебанина Во не утратил основания для получения жилого помещения по договору социального найма, суд считает, возможным восстановить на регистрационном учете Чебанина Во, Дата обезличена года рождения, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Суд принимает доводы прокурора об уважительными причин пропуска срока обжалования распоряжения.
Согласно ст.205 ГК РФ, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Из содержания приведенной нормы права усматривается, что основным условием, позволяющим признать причину пропуска срока исковой давности уважительной, является исключительность возникших обстоятельств, характер которых объективно не позволял лицу, чье право нарушено, обратиться в суд с иском о его защите.
Заявление прокурора о восстановлении срока для оспаривания решения органа местного самоуправления признается обоснованным, просьба о восстановлении срока подлежит удовлетворению.
Из объяснений прокурора и истца следует, что жилых помещений за Чебанина Во в ... не зарегистрировано.
Таким образом, судом установлено, что жилого помещения за Чебанина Во после окончания пребывания в образовательном учреждении не закреплено, истец в возрасте до 23 лет был принят на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, и он нуждается в предоставлении ему жилого помещения.
В соответствии со ст. 8 ФЗ Номер обезличенФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от Дата обезличена. с изменениями, внесенными ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.
В соответствии с Федеральным Законом от Дата обезличена. Номер обезличенФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального Закона “ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Согласно ст. 8 вышеуказанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст. ... “О социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей” от Дата обезличена. Номер обезличенЗО дети сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в Вооружённых Силах РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с областной целевой программой.
В силу вышеприведённых норм права истец имеет право на отдельное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с ... от Дата обезличенаг. Номер обезличенЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения жилой площадью.
Постановлением Губернатора Челябинской области от Дата обезличенаг. Номер обезличен утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, согласно которому жилые помещения указанной
Наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями согласуется с порядком, установленным ст. 57 ЖК РФ, согласно которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании в их пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Согласно ч.3 данной статьи гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилой площади Чебанина Во возложена на администрацию ....
В соответствии с п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Челябинской городской Думы от Дата обезличена. Номер обезличен «Об установлении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Челябинск» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Анализируя нормы права, исследовав обстоятельства дела, суд считает необходимым обязать администрацию ... предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилья, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора ... ... в защиту интересов Чебанина Во к администрации ..., администрации ... ... об отмене распоряжения, постановке на учет на получение жилья вне очереди, понуждении к предоставлению жилья вне очереди удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы администрации ... ... от Дата обезличенаг. Номер обезличенр «О снятии Чебанина Во с регистрационного учета».
Восстановить на регистрационном учете Чебанина Во, Дата обезличена года рождения, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию ... в срок до Дата обезличена года предоставить вне очереди Чебанина Во благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилья не менее 18 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней через ... суд ....
Судья п/п С.Л. Сметанникова
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья С.Л. Сметанникова
Секретарь Л.И.Рудакова