Обезличенное Решение



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

... Дата обезличенаг.

... суд ... в составе председательствующего Винниковой Н. В. при секретаре Чуркиной М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя заявителей Макаровой А.А., представителя заинтересованного лица Иванова А.Г., гражданское дело по заявлению Бадыкова М.В., Бадыковой Н.А. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ... в предоставлении дополнительного земельного участка,

установил:

Бадыков М.В., Бадыкова Н.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ... в предоставлении заявителям дополнительного земельного участка, расположенного по адресу ..., изложенный в письме Номер обезличен от Дата обезличенаг.

Требования мотивированы тем, что заявители являются собственниками на праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу :... и земельного участка площадью 600 кв.м. ФИО6, умершим Дата обезличенаг., при жизни был самовольно возведен жилой дом, обозначенный литерами Б,б, расположенный на прилегающем земельном участке. Бадыковы обратились в администрацию ... с заявлением о предоставлении им дополнительного земельного участка для эксплуатации строений и ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от Дата обезличенаг. Главное управление архитектуры и градостроительства отказало в предоставлении дополнительного земельного участка ввиду того, что принадлежащий им на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м. является достаточным для эксплуатации жилого дома, а на дополнительном земельном участке имеется самовольная постройка.

Данный отказ в предоставлении дополнительного земельного участка заявители считают незаконным, так как он противоречит положениям ст. 28 ЗК РФ, вывод о достаточности земельного участка площадью 600 кв.м. не обоснован нормами права. Спорный участок находится в пользовании семьи Бадыковых длительное время.

Заявители в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель заявителей Макарова А.А., действующая по ордеру, поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ... ( в дальнейшем ГУАиГ) Иванов А.Г., действующий по доверенности от Дата обезличена, заявление Бадыковых считает необоснованным, указывая на доводы, изложенные в письме ГУАИГ Номер обезличен от Дата обезличенаг.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление Бадыковых подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела установлено, что Бадыков М.В. и Бадыкова Н.А. являются собственниками каждый в 1/2 доле жилого дома (лит.А,а,а1) и земельного участка площадью 600 кв.м. расположенных по адресу :..., на основании свидетельств о праве на наследство по закону, оформленных Дата обезличенаг. Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта здания следует что по указанному же адресу расположен самовольно возведенный жилой дом с пристроем, обозначенный литерами Б,б.

Решением ... суда ... от Дата обезличенаг. Бадыковой Н.А. отказано в удовлетворении исковых требований о признании за ФИО6 права собственности на самовольно возведенный жилой дом и включении указанного дома в состав наследственной массы, на том основании, что указанный жилой дом находится за пределами границ предоставленного в установленном законом порядке земельного участка площадью 600 кв.м.

Бадыковы М.В. и Н.А. в лице представителя Таджидиновой Ю.М. обратились к Главе администрации ... ... с заявлением от Дата обезличенаг. о предоставлении им дополнительного земельного участка, расположенного по ...

Указанное заявление было направлено в ГУАиГ для рассмотрения возможности предоставления земельного участка в установленном законом порядке.

Письмом ГУАиГ от Дата обезличенаг. за Номер обезличен Бадыковым отказано в предоставлении в аренду дополнительного земельного участка для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Отказ ГУАиГ мотивирован тем, что заявителям на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу :..., площадью 600 кв.м., что соответствует размеру предоставления земельных участков, установленному решением ... городской Думы от Дата обезличенаг. Номер обезличен, указанный участок достаточен для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства; на испрашиваемом заявителями земельном участке находится самовольно возведенный жилой дом лит.Б.

Рассмотрев мотивы отказа ГУАиГ в предоставлении Бадыковым земельного участка, суд находит его не соответствующим требованиям законодательства.

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с полномочиями, установленными ст. ст. 11,28 ЗК РФ, решением ... городской Думы от Дата обезличенаг. Номер обезличен утвержден Порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории ....

В силу п. 47 вышеуказанного Порядка гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, реконструкции существующих и строительстве новых объектов в границах ранее отведенного земельного участка, обращается с заявлением на имя главы администрации района, в пределах границ которого находится земельный участок. Заявление с копиями документов и материалов согласно перечню (пункт 40 настоящего Порядка) регистрируется в канцелярии администрации соответствующего района.

В соответствии с пп. 49-50 указанного выше Порядка заявление рассматривается главой администрации района и направляется с сопроводительным письмом в главное управление архитектуры и градостроительства. Главное управление архитектуры и градостроительства обеспечивает подготовку правового акта о предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства и договора аренды земельного участка (в срок, предусмотренный действующим законодательством), реконструкции существующих и строительстве новых объектов в границах ранее отведенного земельного участка. В случае невозможности оформления документов по причине несоответствия нормативным требованиям, нарушения требований законодательства заявителю направляется уведомительное письмо за подписью главы администрации района.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Бадыковы обратились в администрацию ... ... с заявлением о предоставлении им дополнительного к уже имеющему в собственности земельного участка.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Положения п. 4 ст. 28 ЗК РФ закрепляют гарантированные права граждан и юридических лиц на получение земельных участков, отказ в их получении только при наличии установленных законом оснований.

Порядок предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, а также действия органов местного самоуправления регламентированы ст. 34 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2,3 данной статьи).

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Исполнительный орган или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка (пункты 4,5).

Действующим законодательством не установлено возможности отказа ГУАиГ в подготовке правового акта о предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства по мотиву отсутствия оснований для предоставления земельного участка. Уведомительное письмо об отказе в подготовке правового акта может быть направлено заявителям лишь в случае невозможности оформления документов по причине несоответствия нормативным требованиям либо нарушения требований законодательства и только за подписью главы администрации района. Тогда как в настоящем случае оспариваемое решение принято ГУАиГ ... и подписано начальником управления этого органа. Выводы ГУАиГ о достаточности участка площадью 600 кв.м. для эксплуатации строений нормативно не обоснованы. Такие критерии предоставления участка как достаточность относятся к оценочным категориям, положениями закона не регламентированы, поэтому не должны учитываться при разрешении вопроса о правомерности отказа ГУАиГ.

Нахождение на испрашиваемом заявителями земельном участке самовольно возведенного ФИО6 жилого дома, также не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в предоставления земельного участка.

Представителем заинтересованного лица, чье решение оспаривается, не представлено доказательств наличия оснований, предусмотренных ст.ст. 27, п.4 28 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Учитывая, что уведомительное письмо ГУАИГ от Дата обезличенаг. за Номер обезличен не содержит предусмотренных законом основания для отказа Бадыковым в предоставлении земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, то оно является незаконным, соответственно, заявление Бадыковых подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ... в предоставлении Бадыкову М.В., Бадыковой Н.А. дополнительного земельного участка, расположенного по адресу :..., по основаниям, изложенным в письме за Номер обезличен от Дата обезличенаг.

Решение может быть обжаловано в ... областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п Н.В.Винникова

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья: Н.В.Винникова

Секретарь : М.Ф.Чуркина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200