РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. ... | Дата обезличена года |
... суд г. ... в составе
председательствующего судьи Скрябиной С.В.,
с участием прокурора Осадчей О.Д.,
при секретаре Усовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нарышкиной Л.Н к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... области о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Нарышкина Л.Н ., проходившая федеральную государственную гражданскую службу в качестве заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... области, будучи уволенной со службы Дата обезличена года по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - Закон № 79-ФЗ), обратилась в суд с исковыми требованиями о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истец указала, что ее должность, которую она ранее замещала, не была сокращена, оснований для предложения ей иных должностей у ответчика не имелось. Более того, ей не были предложены все имевшиеся в Управлении вакантные должности, которые она могла замещать в силу своей квалификации, также не было учтено, что она одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет.
В судебном заседании истец и ее представитель на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика иск не признала, суду пояснила, что в результате произведенной реорганизации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... области в Территориальное управление по управлению государственным имуществом в ... области (далее по тексту - ТУ ФАГИ) были сокращены все должности государственной гражданской службы, введено новое штатное расписание, что было известно истцу. В результате изменения должностных обязанностей заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков предъявлены иные квалификационные требования к лицу, замещающему эту должность. В связи с тем, что истец не соответствовала таким требованиям, ей должность заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков ТУ ФАГИ в ... области предложена не была. Были предложены иные вакантные должности ведущей и старшей групп должностей, соответствовавшие ее квалификации, от замещения которых истец отказалась.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск о восстановлении на службе необоснованным, суд считает требования Нарышкиной Л.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как было установлено в судебном заседании, с Нарышкиной Л.Н., заместителем начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков, приказом от Дата обезличена года Номер обезличенлс л.д. 99, 1 том) служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы прекращен Дата обезличена года. Она была освобождена от занимаемой должности и уволена в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, по пункту 6 части 1 статьи 33 Закона № 79-ФЗ. Ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и денежная компенсация в размере 4-хмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона № 79-ФЗ.
Основанием для увольнения явился приказ Номер обезличенод от Дата обезличена года.
Данным приказом л.д. 94, 1 том) должности государственной гражданской службы ТУ ФАГИ по ... области, установленные штатным расписанием, утвержденным приказом от Дата обезличена года Номер обезличенлс, были сокращены. Этот приказ был издан, как указано в его тексте, в соответствии с приказом ТУ ФАГИ в ... области от Дата обезличена года Номер обезличен. С этим приказом истец была ознакомлена л.д. 96, 1 том).
Приказом Номер обезличен, изданным в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 19 января 2009 года № 10 «О внесении изменений в схему размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом» и приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», был утверждена новая структура и штатное расписание ТУ ФАГИ в ... области, которые вводились в действие с Дата обезличена года л.д. 86, 1 том).
В соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278 были реорганизованы в форме преобразования территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в том числе ТУ ФАГИ по ... области в ТУ ФАГИ в ... области л.д. 52, 1 том).
Пунктом 3.4 данного приказа предписывалось, что не позднее 10 дней со дня издания этого приказа сотрудники реорганизуемого территориального управления подлежали уведомлению о сокращении их должностей в связи с реорганизацией.
Дата обезличена года истец с таким уведомлением была ознакомлена л.д. 27, 2 том).
Согласно штатному расписанию ТУ ФАГИ по ... области, введенному приказом Номер обезличенлс от Дата обезличена года л.д. 79, 1 том), в Управлении предусматривалось 60 штатных единиц, в том числе в отделе аренды недвижимого имущества и земельных участков - 12 единиц, из которых 1 штатная единица заместителя начальника отдела л.д. 81, 1 том).
Дата обезличена года в ЕГРЮЛ была внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - ТУ ФАГИ в ... области л.д. 47, 1 том).
Приказом от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 84, 1 том) закреплено, что со дня издания данного приказа вступает в действие Положение о ТУ ФАГИ в ... области. Структура и штатные расписания ТУ ФАГИ по ... области продолжают действовать до утверждения и введения в действие новой структуры и штатных расписаний.
Согласно структуре и штатному расписанию, введенному в действие приказом Номер обезличен, в ТУ ФАГИ в ... области предусмотрен отдел аренды недвижимого имущества и земельных участков л.д. 91, 1 том), количество штатных единиц увеличено до 74, в отделе аренды недвижимого имущества и земельных участков - 14 единиц, в том числе 1 единица заместителя начальника отдела л.д. 88, 1 том).
На должность заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков ТУ ФАГИ в ... области приказом от Дата обезличена года Номер обезличен назначена ФИО1. л.д. 194, 1 том).
Согласно должностному регламенту заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков ТУ ФАГИ в ... области, утвержденному Дата обезличена года, к лицу, претендующему на замещение указанной должности предъявляются квалификационные требования к профессиональному образованию: наличие высшего профессионального образования (экономическое, юридическое, государственное и муниципальное управление), дополнительное профессиональное образование, требования к стажу государственной гражданской службы.
Должностной регламент заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков ТУ ФАГИ по ... области, утвержденный Дата обезличена года л.д. 114, 1 том), предусматривал иные квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования без указания вида, без наличия дополнительного профессионального образования.
Сторона истца утверждала, что фактически должность заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков не была сокращена, так как в отношении данной должности каких-либо изменений штатные расписания не содержали. При сопоставлении должностных регламентов существенных изменений в должностных обязанностях также не произошло. Представитель нанимателя не вправе был вводить новые квалификационные требования.
В силу пункта 2 статьи 31 Закона № 79-ФЗ при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
Учитывая, что приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278 было предписано сократить должности государственных гражданских служащих в связи с реорганизацией, суд полагает, что издание ответчиком приказа Номер обезличен от Дата обезличена года явилось правомерным, как правомерным явилась и разработка и утверждение нового должностного регламента заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков ТУ ФАГИ в ... области.
В силу пункта 1 статьи 31 Закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:
1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Согласно пункту 4 данной статьи в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
Так, Дата обезличена года истец была уведомлена об изменении структуры и утверждении нового штатного расписания ТУ ФАГИ в ... области, об изменении определенных сторонами условий служебного контракта, связанных с изменением организационных условий труда, в связи с чем ей предложена для замещения должность ведущего специалиста-эксперта отдела аренды недвижимого имущества и земельных отношений л.д. 104, 1 том).
В период с 13 мая по Дата обезличена года истец была освобождена от исполнения служебных обязанностей в связи с болезнью л.д. 12, 1 том).
Дата обезличена года истец была уведомлена о сокращении ее должности приказом от Дата обезличена года Номер обезличен. Ей вновь предложена для замещения должность ведущего специалиста-эксперта в отделе аренды недвижимого имущества и земельных участков л.д. 103, 1 том).
Дата обезличена года истцу в дополнение к ранее предложенной должности были предложены должности ведущего специалиста-эксперта отдела бухгалтерского учета, правового обеспечения и кадровой политики, старшего специалиста 2 разряда отдела приватизации и контроля за использованием федерального имущества, старшего специалиста 3 разряда отдела разграничения и управления федеральными землями л.д. 101, 1 том).
На момент введения нового штатного расписания в ТУ ФАГИ в ... области все должности в данном Управлении были вакантны.
Как видно из предоставленной выписки из журнала регистрации приказов по личному составу, заполнение вакансий началось с Дата обезличена года л.д. 6, 2 том).
Истец указала, что в период сокращения ей не была предложена для замещения 21 вакантная должность, которые она перечислила в своих письменных пояснениях л.д. 17, 2 том). Также Дата обезличена года она обратилась с заявлением о направлении ее на курсы повышения квалификации в части дополнительных квалификационных требований к должности заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков, но ответа на него не получила.
Стороной ответчика были представлены свои объяснения причин непредложения истцу названных ею должностей и должностные регламенты по указанным должностям, за исключением главного специалиста-эксперта отдела бухгалтерского учета, правового обеспечения и кадровой политики, ведущего специалиста-эксперта отдела делопроизводства и информационно-аналитического обеспечения, ведущего специалиста-эксперта отдела учета и перераспределения федерального имущества, специалиста-эксперта отдела управления и оценки федерального имущества, специалиста 3 разряда отдела управления и оценки федерального имущества, специалиста 2 разряда этого же отдела, специалиста эксперта отдела организации продаж и закупок.
Из всех представленных должностных регламентов только регламенты заместителя начальника отдела учета и перераспределения федерального имущества, заместителя начальника отдела организации продаж и закупок, ведущего специалиста отдела разграничения и управления федеральными землями были утверждены в Дата обезличена года (28 мая, 11 мая, Дата обезличена года соответственно). Все остальные должностные регламенты из представленных были утверждены в Дата обезличена года.
Из чего суд делает вывод о том, что доводы ответчика о непредставлении части вакантных должностей для замещения истцу по причине несоответствия ее квалификационным требованиям, отсутствии преимущественного права на замещение вакантной должности гражданской службы являются несостоятельными, поскольку к Дата обезличена года должностные регламенты, которыми и определены соответствующие квалификационные требования, по всем должностям гражданской службы в ТУ ФАГИ в ... области (за исключением тех, которые были к данной дате утверждены) разработаны не были, не говоря о Дата обезличена года, дню введения нового штатного расписания.
Следовательно, истцу на Дата обезличена года ответчик должен был предложить должности заместителя начальника отдела делопроизводства и информационно-аналитического обеспечения, заместителя начальника отдела бухгалтерского учета, правового обеспечения и кадровой политики, ведущего специалиста-эксперта отдела организации продаж и закупок, старшего специалиста 1 разряда отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков, старшего специалиста 3 разряда отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков, специалиста 1 разряда отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков, специалиста 1 разряда отдела бухгалтерского учета, правового обеспечения и кадровой политики, старшего специалиста 3 разряда отдела делопроизводства и информационно-аналитического обеспечения, специалиста 1 разряда отдела делопроизводства и информационно-аналитического обеспечения, специалиста 2 разряда этого же отдела, специалиста-эксперта отдела учета и перераспределения федерального имущества.
В связи с непредставлением ответчиком должностных регламентов главного специалиста-эксперта отдела бухгалтерского учета, правового обеспечения и кадровой политики, ведущего специалиста-эксперта отдела делопроизводства и информационно-аналитического обеспечения, ведущего специалиста-эксперта отдела учета и перераспределения федерального имущества, специалиста-эксперта отдела управления и оценки федерального имущества, специалиста 3 разряда отдела управления и оценки федерального имущества, специалиста 2 разряда этого же отдела, специалиста-эксперта отдела организации продаж и закупок, определить, когда были разработаны и утверждены данные регламенты, и какие квалификационные требования предъявлены к лицам, претендующим на занятие данных должностей, определить невозможно.
Пункт 6 части 1 статьи 33 Закона № 79-ФЗ в качестве основания для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются предусматривает отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.
В связи с изложенным суд полагает, что ответчиком был нарушен порядок увольнения, в связи с чем признать расторжение служебного контракта с истцом правомерным нельзя.
Следовательно, истец подлежит восстановлению на службе в ранее занимаемой должности.
Учитывая, что истец до увольнения замещала должность заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков ТУ ФАГИ по ... области, она подлежит восстановлению именно в этой должности.
Согласно справке ответчика истцу при увольнении была выплачена денежная компенсация, о которой шла речь в тексте приказа об увольнении, размер ее составил четыре денежных содержания истца - 105.680 руб. 68 коп., что превышает размер денежного содержания за период с Дата обезличена года по день принятия судом решения. Поскольку выплаченная истцу денежная компенсация, связанная с увольнением, подлежит зачету в счет оплаты времени вынужденного прогула, то требования истца в части взыскания денежного содержания удовлетворению не подлежат.
Что касается требований истца о взыскании компенсации морального вреда, то в силу пункта 16 статьи 70 Закона № 79-ФЗ, предусматривающего в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.
Истец оценила размер вреда в 100.000 руб., указав, что перенесла нравственные страдания, что явилось причиной ее заболевания и как следствие нахождение на стационарном излечении л.д. 13-14, 1 том).
Однако предоставленные истцом доказательства однозначно не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика по увольнению истца и наступлением заболевания.
При указанных обстоятельствах суд считает оценку компенсации морального вреда в 100.000 руб. завышенной и определяет размер этой компенсации в 5.000 руб.
Истцом также были предъявлены к возмещению расходы на оплату услуг представителя в размере 9.500 руб.
В обосновании своих требований стороной истца были предоставлены договор на оказание услуг правового характера л.д. 45, 1 том) и расписка в получении денежных сумм.
Суд, учитывая положение статьи 100 ГПК РФ, касающееся требований разумности при определении размера расходов, подлежащих взысканию в пользу истца в счет оплаты услуг представителя, считает разумным пределом стоимости оказанных услуг сумму, равную 4.500 руб., полагая, что именно эта сумма соответствует объему оказанных услуг и сложности рассматриваемого дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 100, 194-198, 211 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нарышкиной Л.Н удовлетворить частично.
Восстановить Нарышкину Л.Н в должности государственной гражданской службы заместителя начальника отдела аренды недвижимого имущества и земельных участков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ... области.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... области в пользу Нарышкиной Л.Н в счет компенсации морального вреда 5.000 руб., в счет расходов по оплате услуг представителя 4.500 руб.
В остальной части исковых требований Нарышкиной Л.Н. отказать.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в ... областной суд через ... суд г. ... в течение 10 дней.
Председательствующий (подпись) С.В. Скрябина
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья ... суда г. ... С.В. Скрябина
Секретарь Н.С. Усова