Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<...> | <Дата обезличена>года |
<...> суд <...> в составе
председательствующего судьи Мотиной И.И.,
при секретаре Шумиловой И.А.,
с участием истца Фролова А.С., представителя истца Фроловой И.В. М.Г., представителя ответчика Третьяковой Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова А.С. к Правительству <...>, Министерству Финансов Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству Финансов <...>, Аппарату Совета Федерации Федерального собрания российской Федерации о взыскании денежного вознаграждения, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты
УСТАНОВИЛ:
Фролов А.С. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании денежного вознаграждения в размере 517750,00 рублей за досрочное расторжение трудового договора, компенсации за неиспользованные отпуска в размере 133774,44 рублей, процентов за нарушение работодателем сроков выплат, причитающихся при увольнении в размере 3294,03 рублей.
В обоснование исковых требования указал, что с <Дата обезличена> года работал в должности помощника Члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ ФИО2 по работе в субъекте РФ на постоянной основе, ежегодно с ним перезаключался трудовой договор. <Дата обезличена>г. полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ ФИО2 были прекращены и он (истец) был уволен распоряжением от <Дата обезличена>г. В последующем уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 51750,00 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 104050,70 рублей, проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 2765,81 рублей.
В ходе производства по данном делу судебном в качестве ответчика были привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство финансов <...>, Аппарат Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства Финансов РФ в судебном заседании исковые требования не признала, считают себя ненадлежащим ответчиком.
Представитель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика Министерство Финансов РФ, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании Фролов А.С. <Дата обезличена>года был принят на должность помощника члена Федерации Федерального Собрания РФ ФИО2 по работе в субъекте РФ.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от <Дата обезличена> г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее Федерального закона от <Дата обезличена> г. N 3-ФЗ) член Совета Федерации вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте Российской Федерации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы могут иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от <Дата обезличена> г. N 3-ФЗ в связи с подтверждением полномочий члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации ФИО2 от <...>, Правительством <...> с истцом был заключен трудовой договор на срок с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года, с установлением должностного оклада в размере 6800,00 рублей. Согласно записи в трудовой книжке истец <Дата обезличена> года был принят на должность помощника члена Совета Федерации на условиях срочного трудового договора. Затем на основании Распоряжения заместителя губернатора <...> от <Дата обезличена> года трудовой договор был прекращен и истец уволился по собственной инициативе л.д.45). Следующий срочный трудовой договор был заключен между истцом и Правительством <...> с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена> года с установлением должностного оклада в размере 13000 рублей л.д.53-57), <Дата обезличена>г. с Фроловым А.С. был заключен трудовой договор на период с <Дата обезличена>г. по <Дата обезличена>г. с установлением должностного оклада в размере 15 000 рублей л.д.91-95). Затем <Дата обезличена>г. с Фроловым А.С. был заключен трудовой договор сроком с <Дата обезличена>г. по <Дата обезличена>г. с установлением должностного оклада в размере 15 000 рублей л.д. 79-83), что подтверждается представленными в материалы дела копией трудовой книжки л.д.23-35).
Требование истца о взыскании единовременного пособия в размере трехмесячного денежного вознаграждения на основании п.11 ст. 38 Федерального закона от <Дата обезличена> г. N 3-ФЗ удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Согласно ст. 38 Федерального закона от <Дата обезличена> г. N 3-ФЗ единовременное пособие в размере трехмесячного денежного вознаграждения выплачивается помощнику члена Совета Федерации в случае его увольнения до истечения срока действия срочного служебного контракта или срочного трудового договора, в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации.
Как следует из п.1.3 срочного трудового договора от <Дата обезличена>года трудовой договор был заключен на срок с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена>года, с уточнением - на срок полномочий члена Совета Федерации.
Срок полномочий члена Совета Федерации определяется в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которой представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ - Губернатора <...> определяется на основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и не может составлять более 5 лет.
На основании постановления Губернатора <...> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>года «О вступлении на должность Губернатора <...>», пятилетний срок его полномочий начинает течь с <Дата обезличена>года и прекращается <Дата обезличена>года.
Таким образом, срок полномочий помощника члена Совета Федерации РФ Фролова А.С., соответствует сроку полномочий члена Совета Федерации РФ ФИО2., а срок полномочий члена Совета Федерации РФ соответствует сроку полномочии Губернатора <...>.
В связи с тем, что срок полномочий Губернатора <...> истек, на заседании Совета федерации от <Дата обезличена>года было вынесено Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации которым были подтверждены полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3 и прекращены полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ФИО2
Доказательств досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", суду не представлены.
Ранее указанной даты полномочия Губернатора <...> и члена Совета Федерации ФИО2 не прекращались, следовательно, отсутствуют основания полагать, что полномочия помощника члена Совета Федерации РФ прекращены досрочно. В связи с этим оснований для выплаты Фролову А.С. единовременного пособия в связи с досрочным прекращением полномочий, судом не установлены, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Требования истца о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск подлежат частичному удовлетворению.
Согласно срочным трудовым договорам, которые были заключены с истцом, Фролову А.С. должен был предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с трудовым законодательством. На основании ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней. Как следует из обходных листов л.д.51,61,88,100) ежегодный основной оплачиваемый отпуск Фроловым А.С. использован не был.
Истцом заявлены требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена>года.
Согласно записи в трудовой книжке истца Фролов А.С. был принят <Дата обезличена>года на должность помощника члена Совета Федерации на условиях срочного трудового договора, который был расторгнут по инициативе работника <Дата обезличена>года. За указанный период согласно счет-фактуре <Номер обезличен> от <Дата обезличена>года истцу была начислена компенсация за неиспользованный отпуск за период <Дата обезличена> в размере 59680 рублей 61копейка л.д.49-50). Согласно счет-фактуре <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года истцу была начислена компенсация за неиспользованный отпуск за период работы истца по срочному трудовому договору с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена> года в размере 14238 рублей л.д.68-69), согласно счет-фактуре <Номер обезличен> от <Дата обезличена>года истцу была начислена компенсация за неиспользованный отпуск за период работы истца по срочному трудовому договору с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена>года в размере 7040 рублей 76копеек л.д.84-86).
В судебном заседании был установлен факт многократности заключения срочных трудовых договоров на годичный срок для выполнения одной и той же трудовой функции. Необходимости в прекращении срочного трудового договора в конце каждого календарного года не было необходимости, поскольку помощник члена Совета Федерации принимается на срок действия полномочий члена Совета Федерации РФ, который составляет пять лет. В этом случае суд, с учетом обстоятельств признает трудовой договор заключенным на неопределенный срок.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
Расчет заработной платы производится исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Учитывая начисления по заработной плате с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>года среднедневной заработок составил 586 рублей 73 копейки = (17250рублей *12 мес.) :12 :29,4.
Количество дней неиспользованного отпуска составляет с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года составляет 109, 67 календарных дней (28 календарных дней * 3 года) + (28календарных дней :12 мес. * 11полных месяцев). За период с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена>года количество неиспользуемых дней отпуска составило 28 дней. За период с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена>года количество дней неиспользованного отпуска составил 11,67 календарных дней (28 календарных дней : 12 *5 месяцев ).
Всего за период с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена>года неиспользованный отпуск составил 177,34 дня.
Таким образом, сумма компенсации за неиспользованный отпуск составила 37707 рублей 20 копеек (586 рублей 73 копейки *177,34 дня).
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты в день фактического расчета включительно.
Поскольку компенсация за неиспользованные дни отпуска истцу не выплачена при увольнении, следовательно, с <Дата обезличена> года начинается срок начисления процентов. Истцом определен срок начисления процентов за 79 дней, начиная с <Дата обезличена> года, то есть период начисления процентов составляет с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года.
Согласно Указания Центрального Банка Российской Федерации от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> процентная ставка рефинансирования с <Дата обезличена> года составила 7,75% годовых.
Суммам процентов подлежащих взысканию с ответчика составляет 769 рублей 54 копейки (37707 рублей 20 копеек* 7,75% :300*79 дней).
Представить ответчика - Правительство <...> ходатайствовал применить общий срок исковой давности к требованиям о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск. В данном случае срок исковой давности инее применим, так как заявлен ненадлежащим и ответчиком.
Определяя надлежащего ответчика суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, осуществляются за счет средств, предусмотренных законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы.
Расходы на материальное обеспечение деятельности члена Совета Федерации осуществляется за счет средств, перечисляемых Советом Федерации на счета соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправлением, организаций. При этом расходы, связанные с материальным обеспечением члена Совета Федерации в субъекте Российской Федерации, осуществляются законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств, перечисляемых Советом Федерации на счет законодательного (представительного) или исполнительного органа власти субъекта РФ.
Согласно ст. 96, 97 Федерального закона от <Дата обезличена> г. N 113-ФЗСогласно Правилам предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и их помощников в субъектах РФ (далее иные межбюджетные трансферты) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ направляют в Аппарат Совета Федерации справку-счет за текущий месяц по расходам, связанным с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и их помощников в субъектах РФ по установленной форме л.д.110-129).
На основании п.3 Правил Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществляет распределение между субъектами РФ иных межбюджетных трансфертов на основании сведений, предоставляемых законодательными исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по форме, установленной Аппаратом Совета Федерации.
Пункт 6 данных Правил, Аппарат Совета Федерации в течение 10 рабочих дней после получения справок- расчетов перечисляет в установленном порядке иные межбюджетные трансферты на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределений между бюджетами бюджетной системы РФ, для их последующего перечисления в бюджеты субъектов РФ.
Из вышеизложенного следует, что на Аппарат Совета Федерации возложены функции по перечислению межбюджетные трансферты на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределений между бюджетами бюджетной системы РФ, для их последующего перечисления в бюджеты субъектов РФ.
Из материалов дела следует, что Правительством <...> ежегодно, по истечении срока каждого трудового договора, направлялся соответствующий пакет документов в Аппарат Совета Федерации ФС Российской Федерации.
Согласно счет-фактуре <Номер обезличен> от <Дата обезличена>года истцу была начислена компенсация за неиспользованный отпуск за период <Дата обезличена> в размере 59680 рублей 61копейка л.д.49-50). Согласно счет-фактуре <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года истцу была начислена компенсация за неиспользованный отпуск за период работы истца по срочному трудовому договору с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена> года в размере 14238 рублей л.д.68-69), согласно счет-фактуре <Номер обезличен> от <Дата обезличена>года истцу была начислена компенсация за неиспользованный отпуск за период работы истца по срочному трудовому договору с <Дата обезличена>года по <Дата обезличена>года в размере 7040 рублей 76копеек л.д.84-86). Данные документы были направлены в Аппарат Совета Федерации Федерального собрания РФ, однако денежных средств из федерального бюджета не поступило.
Правительство <...> <Дата обезличена> года обращалось с просьбой к руководителю Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ л.д. 77) о сообщении причины отказа в перечислениях денежных средств в виде компенсации за неиспользованные дни отпуска Фролову А.С. Письмом от <Дата обезличена>года <Номер обезличен> руководитель Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ пояснил, что на момент увольнения помощника члена Совета Федерации Фролова А.С., фонд оплаты труда помощников члена Совета Федерации ФИО2. выплачен полностью и перечислить компенсацию не представляется возможным (л.д.76).
Суд считает причину отказа в выплате необоснованной.
В соответствии с п. 7. ст. 40 Федерального закона от <Дата обезличена> г. N 3-ФЗ помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающему по срочному трудовому договору, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.
Конституция Российской Федерации гарантирует предоставление работающим по трудовому договору оплачиваемого ежегодного отпуска (статья 37, часть 5). Порядок и условия реализации права на отпуск устанавливаются федеральными законами. Так, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 114, 122 ТК РФ); при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (статья 127 ТК РФ).
Названные законоположения в полной мере распространяются на помощников члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работающих по срочному трудовому договору. Согласно ч.7 ст. 40 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ежегодный оплачиваемый отпуск этой категории работников предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.
Часть вторая ст. 40 указанного Федерального закона определяет порядок расходования финансовых средств, выделенных для оплаты труда помощников члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, является основой для планирования членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации общего количества помощников, установления размеров оплаты их труда. Определение максимального размера средств, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда помощников члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, имеет целью защиту финансовых интересов государства, ограничение общего количества средств, выделяемых на содержание органов государственной власти, и направлено на обеспечение соблюдения баланса интересов налогоплательщиков и органов государственной власти. Данная норма в системе действующего правового регулирования предполагает расходование финансовых средств, выделенных для оплаты труда помощников члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с соблюдением гарантий реализации конституционного права на отдых, предусмотренных трудовым законодательством. В связи с этим отказ ответчика в выплате компенсации за неиспользованный отпуск связанный с отсутствием денежных средств в фонде оплаты труда, нарушают конституционные права истца.
Таким образом, задолженность по оплате компенсации за неиспользованный отпуск и проценты следует взыскать с Аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 103,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фролова А.С. к Правительству <...>, Министерству Финансов Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству Финансов Челябинской области, Аппарату Совета Федерации Федерального собрания российской Федерации о взыскании денежного вознаграждения, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты, удовлетворить частично.
Взыскать с Аппарата Совета Федерации Федерального собрания российской Федерации в пользу Фролова А.С., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 37707рублей 20копек, проценты за нарушение сроков выплаты 769рублей 54копейки, всего взыскать 38479рублей 74копейки.
В удовлетворении требований Фролова А.С., к Аппарату Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о взыскании денежного вознаграждения за досрочное увольнение, отказать.
В удовлетворении исковых требований Фролова А.С., к Правительству <...>, Министерству Финансов Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству Финансов <...> о взыскании денежного вознаграждения, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в <...> областной суд, через Центральный районный суд <...> в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий п/п И.И.Мотина
Копия верна. Решение в законную силу не вступило.
Судья И.И.Мотина
Секретарь И.А. Шумилова