Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего Винниковой Н. В. при секретаре Чуркиной М.Ф., рассмотрев открытом судебном заседании с участием заявителя Тарасовой Е.И., представителя заинтересованного лица Иванова А.Г., гражданское дело по заявлению Тарасовой Е.И о признании незаконным решения Главного управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> о выставлении земельного участка на торги, признании незаконным бездействия Главного управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, обязании оформить предусмотренные законом документы и направить проект правового акта о предоставлении дополнительного земельного участка,
установил:
Тарасова Е.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Главного управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес>(в дальнейшем ГУАИГ)в обеспечении подготовки правового акта о предоставлении земельного участка для эксплуатации объекта индивидуального жилищного строительства и договора аренды земельного участка, обязании Главного управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> обеспечить подготовку правового акта о предоставлении заявителю земельного участка для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства и договора аренды земельного участка, обязании Главного управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> подготовить проект распоряжения главы администрации <адрес> о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка 300 кв.м. для эксплуатации жилого дома по адресу :г.<адрес>.).
В ходе производства по делу заявитель уточнила требования, просит признать незаконным решение Главного управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № выставить испрашиваемый земельный участок на торги; признать незаконным бездействие ГУАИГ в подготовке правового акта и направлении в администрацию <адрес> проекта правового акта главы администрации района о предоставлении заявителю в долгосрочную аренду дополнительного земельного участка площадью 300 кв.м. для эксплуатации объекта индивидуального жилищного строительства по адресу : :г.<адрес>.);обязать ГУАИГ оформить документы, предусмотренные законом, (подготовить и направить для утверждения в администрацию города схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории), подготовить и направить в администрацию <адрес> проект правового акта главы администрации района о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 300 кв.м. в долгосрочную аренду для эксплуатации объекта индивидуального жилищного строительства по адресу : <адрес>.). Требования заявителя мотивированы тем, что Тарасова Е.И. является собственником земельного участка и расположенного на нем объекта незавершенного строительства, находящегося по адресу: :г<адрес>.); ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка площадью 300 кв.м., расположенного по этому же адресу; по указанному заявлению, направленному администрацией района в ГУАИГ, ДД.ММ.ГГГГ принятие решения было отложено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда по делу по заявлению администрации <адрес> об отмене государственного кадастрового учета земельного участка площадью 1524 кв.м. по <адрес>.); письмом ГУАИГ от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель была информирована о предоставлении земельного участка на торгах. Указанные действия ГУАИГ заявитель считает незаконными, противоречащими Конституции РФ, требованиям Земельного кодекса, положениям Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории <адрес>.
В судебном заседании заявитель Тарасова Е.И. поддержала доводы заявления.
Представитель заинтересованного лица -ГУАИГ администрации <адрес> Иванов А.Г., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения требований, указывая, что с заявлениями о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка обратились несколько человек, на спорный земельный участок готовятся документы для выставления его на торги.
Представитель заинтересованного лица -администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, суд о причинах неявки не уведомил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление Тарасовой Е.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела установлено, что Тарасова Е.И. является собственником незавершенного строительством объекта площадью 108,30 кв.м. и земельного участка площадью 1524 кв.м., расположенных по адресу :г.<адрес>.) на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Е.И. обратилась к Главе администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ей дополнительного земельного участка площадью 300 кв.м., в аренду для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, указывая, что испрашиваемый участок непосредственно прилегает к участку, находящемуся в собственности заявителя и расположенному по адресу :<адрес>.).Указанное заявление для рассмотрения было направлено начальнику ГУАИГ. Письмом ГУАИГ от ДД.ММ.ГГГГ № № Тарасова Е.И. была уведомлена о том, что рассмотрение заявления по существу будет возможно только после вступления в законную силу решения Арбитражного суда <адрес> по делу № № по заявлению администрации <адрес> к Управлению Росреестра по <адрес> об отмене государственного кадастрового учета земельного участка площадью 1524 кв.м. по <адрес>.). Письмом ГУАИГ от ДД.ММ.ГГГГ № Тарасова Е.И. была извещена о наличии заявлений иных граждан по вопросу предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка, в этом предоставление земельного участка должно производиться на торгах.
В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых :нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод ;на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из оспариваемого заявителем решения ГУАиГ, изложенного в письме за № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении испрашиваемого Тарасовой Е.И. земельного участка площадью 300 кв.м., прилегающего к земельному участку по адресу <адрес>.) поданы заявления нескольких граждан по вопросам предоставления им спорного земельного участка, заявителю предложено участвовать в торгах, организатором которых выступает Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям.
Порядок предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, а также действия органов местного самоуправления регламентированы ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (в дальнейшем ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
При рассмотрении дела установлено, что к главе <адрес> с заявлениями о предоставлении земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <адрес> обратилось несколько граждан: ФИО1. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Указанные граждане обратились с просьбой о предоставлении им для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по <адрес> Из представленных в материалы дел схем границ испрашиваемого заявителями земельного участка следует, что испрашиваемый Тарасовой Е.И. земельный участок площадью 300 кв.м. входит в состав земельного участка <адрес>.
Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п.11 ст.1 ЗК РФ).
Учитывая, что в отношении испрашиваемого Тарасовой Е.И. дополнительного земельного участка, расположенного по <адрес> имеются заявления нескольких граждан, то вопрос о предоставлении спорного земельного участка должен решаться на аукционе в соответствии с положениями ст. 30, 30.1 ЗК РФ
Решение ГУАиГ администрации <адрес> о формировании земельных участков по <адрес> в <адрес> и выставлении их на торги не нарушает прав Тарасовой Е.И. и соответствует требованиям ст. ст. 30, 30.1, 34 ЗК РФ. Право выбора порядка и условий предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности принадлежит органу местного самоуправления.
Согласно п. 42 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории <адрес>, утвержденного решением <адрес> городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ на Главное управление архитектуры и градостроительства возложены полномочия по принятию решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого участка либо публикации в официальной печати сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка без проведения торгов. Таким образом, указанный нормативный акт органа местного самоуправления не возлагает на ГУАиГ полномочия по организации аукционов. В соответствии с функциями Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес>, предусмотренными Положением о КУИЗО <адрес>, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> при продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков или права на заключение договоров аренды муниципального имущества, в том числе земельных участков в установленном порядке организует проведение торгов в форме аукциона или конкурса, осуществляет геодезические и картографические работы по формированию земельных участков, формирует межевые дела и ставит земельные участки на кадастровый учет. Из представленных ГУАиГ в материалы дела документов следует, что ГУАиГ проводит работы по формированию земельного участка по <адрес> по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> исходных данных на земельный участок № (стр.).
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении дела установлено, что оспариваемое Тарасовой Е.И. решение ГУАИГ о формировании спорного земельного участка для выставления его на торги, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, не противоречит требованиям Земельного кодекса РФ (ст. 30.1), а также не нарушает прав заявителя. Тарасова Е.И. вправе принять участие в соответствующем аукционе.
Право выбора порядка предоставления земельных участков принадлежит органу местного самоуправления. В этом случае заявитель вправе требовать только принятия уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего решения, в соответствии с п. 9 ст. 30 ЗК РФ в суд может быть обжаловано только решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.
При рассмотрении дела установлено, что ГУАИГ администрации <адрес> при рассмотрении заявления Тарасовой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей дополнительного земельного участка рассмотрено с нарушением установленных ст. 34 Земельного кодекса РФ сроков, ответ по существу заявления был дан заявителю письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №. Но, на момент разрешения спора бездействие ГУАИГ, как нарушающее права заявителя отсутствует, так как решение о выставлении спорного земельного участка на торги уже принято, о чем заявительница уведомлена.
Требования Тарасовой Е.И. обязать ГУАИГ оформить документы, предусмотренные законом, а именно подготовить и направить для утверждения в администрацию города или <адрес> города схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, подготовить и направить в администрацию <адрес> проект правового акта главы администрации района о предоставлении заявительнице дополнительного земельного участка по адресу :<адрес>.),не подлежат удовлетворению. Поскольку при наличии заявлений нескольких граждан о предоставлении земельного участка для строительства, спорный земельный участок подлежит выставлению на аукцион.
Доводы Тарасовой Е.И. о том, что законом не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении дополнительного земельного участка выставление его на торги, суд считает ошибочными.
В соответствии с п. 44 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции оъектов на территории <адрес>, утвержденного решением <адрес> городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление архитектуры и градостроительства в течение 10 дней принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо публикует в официальной печати сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка без проведения торгов. При рассмотрении дела установлено, что ГУАИГ приняло такое решение, но с нарушением сроков рассмотрения заявления Тараовой Е.И.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Тарасовой Е.И о признании незаконным решения Главного управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> о выставлении земельного участка на торги, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, признании незаконным бездействия Главного управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, выразившегося в неподготовке правового акта о предоставлении заявителю дополнительного земельного участка, обязании подготовить предусмотренные законом документы и проект правового акта о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> облсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п Н.В.Винникова
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья: Н.В.Винникова
Секретарь : М.Ф.Чуркина