КОПИЯ:
Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тумашова А.Ю.,
при секретаре Куштым Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании,
с участием:
представителя прокуратуры <адрес> - Онищенко И.А.;
представителя ответчика <адрес> - Сироткина М.А.;
представителя 3-го лица (на стороне ответчика) Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> - Ляшенко Л.Г.;
представителя 3-го лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> - Романчукова Е.А.,
гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> о понуждению к созданию подразделений пожарной охраны,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Правительству <адрес> о понуждению к созданию подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета и обеспечивающих, установленный статьей 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормативный уровень прибытия в случае вызова в учреждения социальной защиты:
- Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «<адрес> психоневрологический интернат» (<адрес>);
- Государственное учреждение социального обслуживания «<адрес> дом-интернат № для престарелых и инвалидов» (<адрес> городского округа);
- Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «<адрес> психоневрологический интернат» (<адрес> муниципального района);
- Муниципальное образовательное учреждение (далее МОУ) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» (<адрес>);
- МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» (<адрес> муниципального района);
- МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский <адрес>» (<адрес> муниципального района <адрес>);
- МОУ «Лазурненская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (<адрес> муниципального района <адрес>);
- Муниципальное учреждения социального обеспечения «Социальный приют для детей и подростков» (<адрес> муниципального района <адрес>);
- МОУ «<адрес> районный детский дом» (<адрес>);
- Муниципальное учреждение социального обслуживания «<адрес> дом для престарелых» (<адрес>);
- Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (<адрес>);
- Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат №» (<адрес> городского округа).
В обоснование своего иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что указанные учреждения, расположенные на территории <адрес> являются объектами социального обеспечения с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста, инвалидов и детей. На данных объектах не соблюдается нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова (для городских поселений - 10 минут; для сельских поселений 20 минут), что создает угрозу безопасности жизни и здоровья проживающих в них граждан. Для устранения данных нарушений необходимо создание подразделений пожарной охраны (в т.ч. строительство пожарных депо) непосредственно приближенных к указанным объектам. Обязанность по выполнению данной государственной функции отнесена Законом к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, которые в лице Правительства <адрес>, несмотря на внесенное прокурорское представление, не исполняют, в связи с чем просит понудить ответчика к созданию необходимых подразделений пожарной охраны.
Представитель прокуратуры <адрес> - Онищенко И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно указала, что предлагаемые ответчиком примерные сроки создания подразделений пожарной охраны (три года) являются недопустимыми. Доводы ответчика о том, что по проведенному эксперименту к некоторым, из означенных в иске объектов, пожарные расчеты успевают доехать в нормативное время, являются несостоятельными, поскольку противоречат расчетному времени прибытия. Сам эксперимент проводился в сухую теплую погоду по хорошей дороге и не являлся экстренным вызовом.
Представитель ответчика Правительства <адрес> - Сироткин М.А. в судебном заседании возражал против заявленного прокурором иска в части понуждения к созданию подразделений пожарной охраны в отношении: Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «<адрес> психоневрологический интернат» (Объект №); МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» (Объект №); Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (Объект №); Муниципальное учреждения социального обеспечения «Социальный приют для детей и подростков» (Объект №); МОУ «<адрес> районный детский дом» (Объект №). В обоснование указал, что противопожарную защиту Объекта № обеспечивает вновь созданный пожарный пост №, а Объектов № - пожарный пост №. До Объектов № в случае вызова по тревоге успевают доехать близ расположенные существующие подразделения пожарной охраны, в связи с чем строительство дополнительных пожарных депо для охраны данных объектов не требуется. Кроме того, срок создания остальных подразделений пожарной охраны может быть установлен не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году планируется только проектирование, в ДД.ММ.ГГГГ году строительство пожарных депо, а ДД.ММ.ГГГГ создание действующих подразделений пожарной охраны.
Представитель 3-го лица (на стороне ответчика) Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> - Ляшенко Л.Г. в судебном заседании поддержала возражения представителя ответчика.
Представитель 3-го лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> - Романчуков Е.А. в судебном заседании поддержал заявленный прокурором иск, указав, что экспериментальное время прибытия к Объектам № не соответствует расчетному нормативному времени прибытия, поскольку эксперимент проводился в сухую теплую погоду по хорошей дороге и не являлся экстренным вызовом.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, признает иск прокурора обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявленные прокурором в настоящем иске учреждения социальной защиты населения расположены на территории <адрес>. Данные учреждения являются объектами социального обеспечения с круглосуточным пребыванием лиц пожилого возраста, инвалидов и детей.
В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в целях его применения определены следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности отнесено, в т.ч.:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проведенной проверкой установлено, что не соблюдается нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова (для городских поселений - 10 минут; для сельских поселений 20 минут), что создает угрозу безопасности жизни и здоровья проживающих в указанных учреждениях граждан, в отношении следующих объектов:
- Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «<адрес> психоневрологический интернат» (<адрес> городского округа <адрес>);
- Государственное учреждение социального обслуживания «<адрес> дом-интернат № для престарелых и инвалидов» (<адрес> городского округа);
- Муниципальное образовательное учреждение (далее МОУ) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» (<адрес>);
- МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № №» (<адрес> муниципального района <адрес>);
- МОУ «Лазурненская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (<адрес>);
- Муниципальное учреждения социального обеспечения «Социальный приют для детей и подростков» (<адрес> <адрес>);
- МОУ «<адрес> районный детский дом» (<адрес>);
- Муниципальное учреждение социального обслуживания «<адрес> дом для престарелых» (<адрес>).
Данные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела списком учреждений (л.д.15,16), ответом из УГПН (л.д.8-10), объяснением зам.начальника Управления пожаротушения МЧС по <адрес> ФИО1. (л.д.11-13), планом противопожарного прикрытия <адрес> (л.д.71-82), пояснениями лиц, участвующих в деле и специалиста ФИО2.
В соответствии с пп.1 и 2 ст.76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
Прокурором <адрес> по факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ внесено представление Губернатору <адрес> об устранении допущенных нарушений (л.д.17).
На данное представление заместителем Губернатора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дана информация о формировании единого реестра учреждений социальной защиты населения с круглосуточным проживанием престарелых, инвалидов и детей, о подготовке целевой областной программы Обеспечения пожарной безопасности области до ДД.ММ.ГГГГ года и планируемом выделении средств на устранение нарушений пожарной безопасности, а также принятых первичных мерах (л.д.22-25).
Вместе с тем, до настоящего времени областная целевая программа Обеспечения пожарной безопасности области до ДД.ММ.ГГГГ года не принята и нарушения требований пожарной безопасности в части соблюдения нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова в указанные учреждения путем создания отдельных подразделений пожарной охраны не выполнены, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья проживающих в указанных учреждениях граждан.
Таким образом, требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц в отношении установленного судом перечня учреждений подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обязанности создать отдельные подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие, установленный статьей 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормативный уровень прибытия в случае вызова в указанные учреждения социальной защиты.
Предложенный ответчиком примерный срок создания данных подразделений пожарной охраны (не ранее ДД.ММ.ГГГГ года) является недопустимым, поскольку противоречит целям пожарной безопасности и создает угрозу жизни и здоровья проживающих в указанных учреждениях граждан.
Кроме того, возражения ответчика в части касающейся того, что ДД.ММ.ГГГГ год необходимо использовать только для проектирования пожарных депо, суд признает несостоятельными, поскольку согласно заключения специалиста ФИО2. (начальника ОГУ «Противопожарная служба <адрес>») типовой проект отдельного пожарного депо уже существует, необходимы будут геологические изыскания привязки типового проекта к конкретному месту его расположения.
Таким образом, суд считает, что срок исполнения указанной обязанности необходимо установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что обеспечит соотношение требований пожарной безопасности и объективной возможности выполнения данных требований органами государственной власти <адрес>.
Возражения ответчика в части включения в перечень спорных учреждений, в отношении которых нарушаются требования пожарной безопасности в части нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны, строительство дополнительных пожарных депо для охраны не требуется в отношении:
- Муниципальное учреждения социального обеспечения «Социальный приют для детей и подростков» (<адрес> <адрес>);
- МОУ «<адрес> районный детский дом» (<адрес>);
по мотиву того, что в случае вызова по тревоге близ расположенные существующие подразделения пожарной охраны успевают доехать до указанных учреждений, суд признает несостоятельными.
Предложенное ответчиком экспериментальное время прибытия к данным Объектам не соответствует расчетному нормативному времени прибытия, поскольку эксперимент проводился в сухую теплую погоду по хорошей дороге и не являлся экстренным вызовом.
Данные обстоятельства дополнительно подтверждаются подготовленным специалистом ФИО2. расчетом времени прибытия подразделений пожарной охраны выполненным в соответствии с методикой СП № «Места дислокации подразделений пожарной охраны», согласно которого расчетное время прибытия первого расчета ближайшего подразделения пожарной охраны к объектам (л.д.135,136):
- Муниципальное учреждения социального обеспечения «Социальный приют для детей и подростков» (<адрес> <адрес>) соответствует 21,73 мин.;
- МОУ «<адрес> районный детский дом» (<адрес>) соответствует 25,99 мин.
Требования прокурора в части понуждения ответчика к созданию подразделений противопожарной охраны обеспечивающих, нормативный уровень прибытия в случае вызова в учреждения социальной защиты, в отношении:
- Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «<адрес> психоневрологический интернат» (<адрес> муниципального района) - (Объект №);
- МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» (<адрес> муниципального района) - (Объект №);
- Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (<адрес>) - (Объект №).
подлежат отклонению, поскольку противопожарную защиту Объекта № обеспечивает вновь созданный отдельный пожарный пост №, а Объектов № - отдельный пожарный пост №.
Данные обстоятельства подтверждаются приказами № ОГУП «Противопожарная служба <адрес>» (л.д.100,101), письмом Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.99), распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> (л.д.102), справкой по организации отдельных пожарных постов ОП № и ОП № (л.д.103-105), сметной документацией на выполнение работ по оборудованию отдельных пожарных постов (л.д.117-122), госконтрактом на ремонт пожарного депо (л.д.127-129), договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом (л.д.123-125).
У суда нет оснований недоверять данным доказательствам.
При таких обстоятельствах требования прокурора в установленной судом части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие, установленный статьей 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормативный уровень прибытия в случае вызова в учреждения социальной защиты:
- Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Кувашинский психоневрологический интернат» (<адрес>);
- Государственное учреждение социального обслуживания «<адрес> дом-интернат № для престарелых и инвалидов» (<адрес>);
- Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» (<адрес>);
- Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № №» (<адрес>);
- Муниципальное образовательное учреждение «Лазурненская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (<адрес>);
- Муниципальное учреждения социального обеспечения «Социальный приют для детей и подростков» (<адрес>
- Муниципальное образовательное учреждение «<адрес> районный детский дом» (<адрес>);
- Муниципальное учреждение социального обслуживания «<адрес> дом для престарелых» (<адрес>);
- Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат №» (<адрес>).
В остальной части иска Прокурора <адрес> - отказать.
На настоящее решение может быть подана кассационная жалоба в <адрес> областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: п/п А.Ю.Тумашов
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ
Судья Центрального
районного суда <адрес>: А.Ю.Тумашов
Секретарь: Т.Л.Хиля