Обезличенное Решение



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Сметанниковой С.Л.,

при секретаре Рудаковой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Лебедева Н.Е к Министерству здравоохранения по <адрес> о понуждении к исполнению в натуре обязанности по обеспечению бесплатным лекарственным средством,

с участием прокурора Щербенко Д.П., представителя ответчика Устюжаниной Н.В., представителя третьего лица Дарьиной И.В.,

установил:

<адрес> в интересах Лебедева Н.Е. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения по <адрес> о понуждении к исполнению в натуре обязанности по обеспечению бесплатным лекарственным средством азопт (бринзоламид) Лебедева Н.Е., который по состоянию здоровья нуждается в указанном лечении.

В ходе производства по делу, прокурор изменял исковые требования в части указания обязанностей, которые необходимо понудить исполнить ответчика в целях восстановления прав Лебедева Н.Е.

В судебном заседании прокурор Щербенко Д.П. на удовлетворении иска настаивал, поддержав доводы в нем изложенные.

Истец Лебедев Н.Е. в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ответчика Устюжанина Н.В. против удовлетворения иска возражала, представила отзыв, объяснив, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, т.к. лечебным учреждением не были предприняты все меры для обеспечения Лебедева Н.Е. указанным лекарством, у ответчика не было достаточно денежных средств для выполнения заявки и предпринимались меры к получению необходимых денежных средств, они были получены. Однако, теперь истец не является льготником по региональной программе, а по федеральной программе, к которой он теперь относится, льгот по указанному лекарственному средству не предусмотрено.

Представитель третьего лица МУЗ «ГКП №» Дарьина И.В. в судебном заседании иск поддержала, объяснив, что данным лечебным учреждением были предприняты все меры для обеспечения Лебедева Н.Е. указанным лекарством, однако, ответчиком несвоевременно осуществляются предписанные законом мероприятия, не исполнены обязанности по обеспечению Лебедева Н.Е. необходимым ему лекарством.

Представитель третьего лица <адрес> в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным окулистом города ФИО1. Лебедеву Н.Е. выдано заключение, что последний в связи с имеющимся заболеванием, нуждается в обеспечении и лечении лекарственными препаратами: травотан (травопрост) и азопт (бринзоламид).

В соответствии со ст.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ N 5487-I (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 указанных Основ законодательства к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся следующие полномочия в том числе разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.

Согласно ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 139-ФЗ
"О внесении изменений и дополнения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318), расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. Предполагается разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, которая определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской Федерации бесплатно.

В соответствии с Программой, Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в <адрес>, бесплатной медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена и разработана территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в <адрес>, бесплатной медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год (далее именуется - Территориальная программа). Указанная программа определяет виды и условия оказания указанных выше услуг, предоставляемых населению <адрес> бесплатно. Согласно указанной программе при оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством РФ необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

Оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования, а также бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней в соответствии с Территориальной программой.

Согласно Приложению № к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в <адрес>, бесплатной медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год утвержден Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, среди которых указаны под №154 - бринзоламид, под №156 - травопрост.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
"О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ утв. Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно
(с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), к под действие которого попадает истец, имеющий соответствующие заболевания, установленные заключением врача (имеющегося в деле). Таким образом, судом установлено, что пациенту МУЗ «ГКП №» Лебедеву Н.Е. в связи с имеющимися у него заболеваниями врачом окулистом ДД.ММ.ГГГГ было назначено лечение в виде применения вместе 2-х лекарственных средств азопт (бринзоламид) 5мл в количестве 2-х флаконов и травотан (травопрост), обеспечение больных которыми осуществляется бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования, а также бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней в соответствии с Территориальной программой. Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 272-П "О порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории <адрес>, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), утвержден Порядок предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории <адрес>, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета.

Согласно п.4 которого, Министерство здравоохранения <адрес>:

1) организует выполнение настоящего Порядка в соответствии с действующим законодательством;

2) ведет реестр учреждений здравоохранения, выписывающих рецепты, фармацевтических организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания бесплатно, и перечень врачей, имеющих право выписывать бесплатно рецепты на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания отдельным группам населения;

3) осуществляет сбор заявок на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания от органов управления здравоохранения муниципальных образований <адрес> для бесплатного лекарственного обеспечения отдельных групп населения;

4) в соответствии с действующим законодательством проводит отбор фармацевтических организаций для осуществления поставки и отпуска отдельным группам населения лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания (далее именуется - уполномоченная фармацевтическая организация) по заявкам органов управления здравоохранения муниципальных образований;

5) самостоятельно определяет механизм и порядок сбора, обработки данных по лекарственному обеспечению отдельных групп населения, ведения регистра лиц, имеющих право на льготу по бесплатному лекарственному обеспечению, справочника лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания;

6) осуществляет расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией за отпущенные лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания с учетом установленных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания.

Согласно п.11-14, расчеты за отпущенные лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания осуществляются на основании сводного реестра отпущенных рецептов, представляемого ежемесячно уполномоченной фармацевтической организацией в Министерство здравоохранения <адрес>.

Министерство здравоохранения <адрес> в течение 10 дней осуществляет проверку сведений, представленных уполномоченной фармацевтической организацией в сводном реестре отпущенных рецептов, по результатам которой составляется акт и реестр отклоненных от оплаты рецептов. Акт и реестр отклоненных от оплаты рецептов направляется в уполномоченную фармацевтическую организацию для уточнения сведений. Уполномоченная фармацевтическая организация подписывает акт, выписывает платежное поручение и направляет указанные документы в Министерство здравоохранения <адрес> для осуществления расчетов.

Министерство здравоохранения <адрес> на основании документов от уполномоченной фармацевтической организации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка, формирует распорядительную заявку на оплату расходов и предоставляет ее в Министерство финансов <адрес>.

Министерство здравоохранения <адрес> осуществляет контроль за целевым расходованием финансовых средств на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и специализированными продуктами лечебного питания отдельных групп населения.

Из материалов дела следует, что МУЗ «ГКП №» в связи с отсутствием прописанных Лебедеву Н.Е. лекарственных средств в заявке на обеспечение в первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ., направляет в Управление здравоохранения администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дополнительную заявку на бесплатное предоставление лекарственных средств для регионального льготника, имеющего право на получение набора услуг на ДД.ММ.ГГГГ., - Лебедева Н.Е.

Согласно заявке Лебедев Н.Е. подлежал обеспечению лекарственными средствами траватан (Международное непантованное название (МНН) - травопрост) 40мкг/мл 2,5мл в количестве 6 упаковок, азопт 1% 5мл (МНН - бринзоламид) в количестве 6 упаковок. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующей заявкой и письмами в деле.

Из письма начальника управления лекарственного обеспечения и медицинской техники Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о производстве дополнительного закупа лекарственных средств для региональных льготников. Указанным письмом ЛПУ предписывалось обеспечить выписку рецептов на закупленные препараты. Из приложения к письму следует, что для Лебедева Н.Е. осуществлен закуп лишь одного из двух необходимых для применения вместе лекарственных средств - траватана. Азопт для него не закуплен.

Таким образом, в нарушение исследованных выше нормативно-правовых актов: Основ законодательства об охране здоровья, Постановлений об утверждении Программ, ответчиком Министерством здравоохранения <адрес> не рассмотрена заявка МУЗ «ГКП №» о предоставлении Лебедеву Н.Е. бесплатно необходимых ему лекарственных средств, не осуществлен закуп лекарственного средства азопт, не обеспечено бесплатное предоставление Лебедеву Н.Е. указанного лекарственного средства.

Указанными действиями ответчика нарушено конституционное право Лебедева Н.Е. на получение медицинской помощи и социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами. Данные права истца подлежат восстановлению путем понуждения ответчика к совершению указанных действий.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящий момент Лебедев Н.Е. не является региональным льготником, а федеральной Программой такие льготы не предусмотрены, значения для дела не имеет, т.к. на момент оспариваемый прокурором - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - несовершения необходимых действий ответчиком, повлекшие нарушение прав истца, истец являлся региональным льготником и имел право на указанную социальную помощь.

Доводы представителя ответчика о том, что Лебедев Н.Е. не был надлежащим образом обеспечен необходимым лекарственным средством не по вине ответчика, а по вине лечебного учреждения МУЗ «ГКП №», не выписавшего рецепт, суд считает необоснованными.

Из представленных в деле документов следует, что МУЗ «ГКП №» были оформлены и направлены по назначению документы, требуемые для обеспечения Лебедева Н.Е. необходимым лекарством, была сформирована и подана в Управление здравоохранения администрации <адрес> соответствующая заявка на электронном и бумажном носителе, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. На дополнительные лекарственные средства была подана дополнительная заявка ДД.ММ.ГГГГ, по которой для Лебедева Н.Е. был приобретен травапрост, но не приобретен азопт.

Административным регламентом оформления заявок ЛПУ и выписки бесплатных рецептов утвержденным Правительством <адрес>, п.1.4 определено, что государственную функцию по обеспечению бесплатными лекарственными препаратами исполняет Министерство здравоохранения <адрес>. Бесплатный лекарственный препарат отпускается больному аптекой при условии закупа и оплаты данного препарата Минздравом <адрес>. При наличии бесплатного рецепта на руках у пациента, но при отсутствии оплаты со стороны Минздрава <адрес> лекарственный препарат больному не отпускается.

Отсутствие у ответчика необходимого финансирования и осуществление мероприятий для его получения не освобождает ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение государственной функции, порученной ему. Кроме того, суд принимает во внимание, что сроки в течение которых ответчик осуществлял действия для получения финансирования не свидетельствуют о добросовестном исполнении возложенных на него обязанностей, т.к. указанными выше Программами предусмотрены более сокращенные сроки для выполнения соответствующих функций по обеспечению граждан соответствующей социальной помощью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора <адрес> в интересах Лебедева Н.Е к Министерству здравоохранения по <адрес> о понуждении к исполнению в натуре обязанности по обеспечению бесплатным лекарственным средством, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в необеспечении бесплатного предоставления Лебедеву Н.Е лекарственного средства - азопт 1% 5мл (МНН - бринзоламид) в количестве 6 упаковок согласно заявке МУЗ «Городская клиническая поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Министерство здравоохранения по челябинской области:

- осуществить закуп за счет средств субъекта РФ лекарственного средства - азопт 1% 5мл (МНН - бринзоламид) в количестве 6 упаковок в целях бесплатного обеспечения Лебедева Н.Е согласно заявке МУЗ «Городская клиническая поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ;

- письменно уведомить МУЗ «Городская клиническая поликлиника №» о выписке Лебедеву Н.Е рецепта на бесплатное получение лекарственного средства - азопт 1% 5мл (МНН - бринзоламид) в количестве 6 упаковок ;

- поставить в аптеку № муниципального унитарного предприятия «<адрес> муниципальная аптечная сеть» (<адрес>) лекарственное средство - азопт 1% 5мл (МНН - бринзоламид) в количестве 6 упаковок, для целевого отпуска Лебедеву Н.Е

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в <адрес> областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд <адрес>

Председательствующий Сметанникова С.Л.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200