Обезличенное Решение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Скрябиной С.В.,

при секретаре Усовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Беловой Т.А., Гольцевой Л.М., Захаровой Н.Е., Лайгер А.В., Незамовой И.В., Поповой Л.Г., Пылаевой Л.В., Филиновой П.В., к государственному учреждению культуры «<данные изъяты>» о взыскании денежных сумм в счет творческого гранта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Беловой Т.А., Гольцевой Л.М., Захаровой Н.Е., Лайгер А.В., Незамовой И.В., Поповой Л.Г., Пылаевой Л.В., Филиновой П.В. к государственному учреждению культуры «<данные изъяты>» о взыскании денежных сумм в счет творческого гранта, возложении обязанности по выплате творческого гранта, в том числе на период отпуска.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в Театре был разработан на ДД.ММ.ГГГГ локальный нормативный акт - Положение о выплате грантов Губернатора <адрес> (далее по тексту - Положение), имеющий приложение, где перечислены получатели грантов, среди которых костюмеры, в качестве которых работают истцы. Несмотря на то, что данное Положение было согласовано с Министерством культуры <адрес> и профсоюзным комитетом Театра, срок его действия определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцам творческий грант в ДД.ММ.ГГГГ начислялся и выплачивался до ДД.ММ.ГГГГ. Прекращение начисления и выплаты творческого гранта прокурор считал незаконным. Кроме того, прокурор, указав, что ввиду увеличения Губернатором <адрес> размера творческого гранта, выделенного Театру в ДД.ММ.ГГГГ, размер творческого гранта, выплачиваемого костюмерам театра, должен был быть пересмотрен в сторону увеличения. Поэтому за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокурор требовал взыскания с ответчика недополученных сумм творческого гранта.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал.

Истцы, присутствовавшие в судебном заседании, иск прокурора поддержали.

Представитель ответчика иск не признал, указав, что Губернатором <адрес> после согласования Положения с профсоюзным комитетом и Министерством культуры <адрес> были внесены изменения, касающиеся категории работников, которым возможна выплата творческих грантов. Постановление Губернатора <адрес>, внесшее изменение, вступило в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что ныне действующая редакция постановления Губернатора <адрес>, касающегося выплаты творческого гранта, предусматривает его выплату штатному руководящему, художественному и артистическому персоналу, к категории которых истцы не относятся, выплата гранта им с ДД.ММ.ГГГГ не производилась. Однако взамен выплатам по творческому гранту костюмерам театра была введена дополнительная надбавка по размеру, равному ранее выплачиваемому творческому гранту. При этом представитель ответчика указал, что, на его взгляд, локальный нормативный акт, который принят в Театре, не может противоречить законодательству субъекта Российской Федерации.

Дополнительно представитель ответчика пояснил, что творческий грант работникам Театра, имеющим право на его получение, за ДД.ММ.ГГГГ был выплачен в ДД.ММ.ГГГГ, в последующем выплачивался в день выдачи заработной платы, поэтому полагал, что истцами пропущен срок, установленный статьей 392 ТК РФ, по требованиям о взыскании недополученного творческого гранта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по требованиям по неполученному гранту за ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому требования прокурора о взыскании сумм творческого гранта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ просил отклонить в виду пропуска срока.

Представители третьих лиц, Министерства финансов <адрес> и Министерства культуры <адрес>, в судебное заседание не явились.

Заслушав пояснения прокурора, истцов, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Так, в судебном заседании было установлено, что истцы работают костюмерами в Театре.

Постановлением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 386 "О грантах Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства" в целях оказания государственной поддержки областным государственным театрам и концертным организациям, определяемым Губернатором <адрес> на три года, был учрежден творческий грант, который предоставляется ежегодно за творческие достижения.

Пункт 5 этого постановления (в первоначальной редакции) устанавливал, что суммы предоставленных грантов в полном объеме направляются на стимулирующие выплаты штатным творческим работникам (руководящий, художественный и артистический персонал) областных государственных театров и концертных организаций.

Постановлением Губернатора <адрес> в пункт 5 настоящего постановления были внесены изменения, вступающие в силу с ДД.ММ.ГГГГ: данный пункт изложен в новой редакции - суммы предоставленных грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства в полном объеме направляются на стимулирующие выплаты штатному руководящему, художественному и артистическому персоналу областных государственных театров и концертных организаций.

Пункт 11 Положения о распределении грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства, утвержденного постановлением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в первоначальной редакции), указывал, что распределение суммы грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства между штатными творческими работниками областных государственных театров и концертных организаций, являющихся грантополучателями, осуществляется на основе разрабатываемых и принимаемых на общем собрании коллектива положений о выплате грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства.

Такое Положение о порядке распределения грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства на ДД.ММ.ГГГГ. в Театре было разработано, принято на общем собрании коллектива Театра ДД.ММ.ГГГГ, действовало до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно этому Положению истцы являлись получателями творческого гранта, так как их профессии были отнесены к категории «Рабочие творческих профессий». Размер творческого гранта, выделяемого для распределения между работниками творческих постановочных и производственных цехов, в процентном отношении от объема бюджетного финансирования был установлен в 9.6%, что в денежном выражении составляло 115.538 руб.

Пункт 3.4 Положения предусматривал, что ежемесячное распределение сумм выплат творческого гранта работникам творческих цехов театра осуществлялось внутри каждого творческого цеха его руководителем по согласованию с цеховым комитетом с учетом соблюдения каждым работником дисциплины и профессионально-творческого вклада в работу цеха и предоставлялось руководителю Театра для издания приказа о начислении.

Какой-либо формулы расчета творческого гранта, полагавшегося к выплате каждому из работников, Положение о выплате гранта не предусматривало.

ДД.ММ.ГГГГ в Театре было разработано Положение о выплате грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства, согласованное с профсоюзным комитетом Театра и Министерством культуры <адрес>, имеющее приложение, в котором обозначены, в том числе профессии истцов. Данное Положение вступило в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из содержания Положения о выплате грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства за ДД.ММ.ГГГГ, художественно-постановочной части была выделена к распределению ежемесячная сумма в размере 267.155 руб.

Пунктом 5 данного Положения было предусмотрено, что творческий грант работникам художественно-постановочной части распределяется ежемесячно руководством художественно-постановочной части по согласованию с межцеховым комитетом ХПЧ, в пределах выделенных лимитов и предельных объемов финансирования и ежемесячного объема денежных средств по ХПЧ с учетом соблюдения каждым работником творческой и (или) трудовой дисциплины и внесения профессионально-творческого вклада в работу ХПЧ.

При этом пункт 11 Положения предусматривал, что в подразделениях театра на основании настоящего общего положения принимаются на собраниях соответствующими коллективами подразделений, руководителями и руководством подразделений положения о выплате творческого гранта в подразделениях Театра, которые подлежат утверждению художественным руководителем театра.

Положение о выплате творческого гранта работникам цехов художественно-постановочной части было принято на собрании цехов ХПЧ грантополучателей ДД.ММ.ГГГГ.

Распределение сумм творческого гранта за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было произведено до принятия цехового Положения на основании ведомостей внутрицехового распределения гранта, подписанных руководителем цеха и заведующим художественно-постановочной части, и назначено приказами по Театру за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ.

При этом размер творческого гранта костюмерам был определен в 2.020 руб. 60 коп. (на уровне 2009 года).

Истцы полагали, что размер их творческого гранта в ДД.ММ.ГГГГ должен был устанавливаться в большем размере, поскольку общая сумма гранта, выделенная театру Губернатором <адрес>, была увеличена.

При этом размер творческого гранта, полагавшегося к выплате каждому костюмеру, истцы определили по формуле, содержащейся в разделе III Положения о распределении грантов Губернатора <адрес>, утвержденного постановлением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ им полагалось к выплате по 2.816 руб., ежемесячная недоплата составила 795 руб. 40 коп.

Положение о выплате грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства за ДД.ММ.ГГГГ также не предусматривало методики исчисления размера творческого гранта, полагавшегося к выплате каждому конкретному работнику-грантополучателю.

В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора <адрес> исполняющий обязанности Министра культуры <адрес> указал, что Министерством культуры <адрес> какой-либо перечень должностей никогда не утверждался и не изменялся. Представленный Театром на согласование проект Положения не соответствовал постановлению Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №», но проект был согласован, так как на дату согласования изменения, внесенные в постановление Губернатора <адрес>, в законную силу не вступили. При этом руководство Театра было предупреждено о необходимости приведения Положения в соответствие с законодательством.

Во исполнение указаний Министерства культуры <адрес> Театром был разработан новый проект Перечня должностей, в который профессии истцов не вошли.

Данный перечень направлялся в профсоюзный комитет для согласования, но согласован не был.

Как видно из нового Перечня, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, профессии истцов в него не вошли.

Согласно предоставленным ответчиком платежным ведомостям творческий грант за ДД.ММ.ГГГГ был выплачен истцам ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ.

В суд прокурор, выступив в интересах истцов, обратился в ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного статьей 392 ТК РФ, когда истцы должны были узнать о нарушенном праве.

Истцы Попова Л.Г., Гольцева Л.М., Лайгер А.В. и Незамова И.В. изначально самостоятельно обратились в суд с исками к Театру о взыскании денежных сумм в счет творческого гранта, оспаривая действия ответчика по неначислению творческого гранта за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Так, истец Попова Л.Г. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, Незамова И.В., Лайгер А.В. и Гольцева Л.М. - ДД.ММ.ГГГГ. При этом с размером творческого гранта, установленного им за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, они были согласны.

Истцы пояснили, что за защитой нарушенного права они обратились в прокуратуру <адрес>, которая по результатам проведенной в Театре проверки выдала руководителю Театра представление об устранении нарушений действующего законодательства.

Получив ответ от директора Театра от ДД.ММ.ГГГГ о несогласии с представлением, им стало известно о нарушении их права на получение творческого гранта. Поэтому полагали срок не пропущенным.

Вместе с тем суд считает данный довод необоснованным, поскольку закон связывает срок обращения в суд не только с тем, когда работник узнал о нарушении своего права, но и с тем, когда он должен был об этом узнать.

При этом обращение в прокуратуру за защитой нарушенного права не приостанавливает сроков обращения в суд, установленных статьей 392 ТК РФ.

Что касается требований о взыскании творческого гранта за период с ДД.ММ.ГГГГ, то суд полагает их, не основанными на законе.

В постановлении Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации" определены должности, относящиеся к категории руководителей, художественного персонала и артистического персонала театров из числа должностей служащих.

Должности артистического и художественного персонала театров перечислены и в приложении 3 к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 152-П "Об оплате труда работников областных государственных учреждений на основе Единой тарифной сетки".

Профессии истцов отнесены к профессиям рабочих.

Следовательно, в связи с изменениями, внесенными в постановление Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в части категории работников театров, имеющих право на получение стимулирующих выплат из сумм предоставленных грантов Губернатора <адрес>, к которым профессии истцов не отнесены, им с ДД.ММ.ГГГГ право на получение творческого гранта не предоставлено.

Учитывая, что денежные средства на выплату творческого гранта выделяются из областного бюджета, направление их на иные цели, нежели те, которые предусмотрены соответствующим постановлением Губернатора <адрес>, является нарушением бюджетного законодательства и влечет наступление ответственности.

Кроме того, как видно из расчетных листков по заработной плате костюмерам была увеличена с ДД.ММ.ГГГГ надбавка за интенсивность и напряженность, что не повлекло для них снижения оплаты труда.

Что касается оплаты отпусков, предоставленных истцам в ДД.ММ.ГГГГ, то оплата этого периода произведена исходя из средней заработной платы с учетом выплаченного в расчетном периоде творческого гранта, что соответствует статье 139 ТК РФ, постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», Положению о выплате грантов Губернатора <адрес> в сфере культуры и искусства за ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Театром.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора <адрес>, выступившего в интересах Беловой Т.А., Гольцевой Л.М., Захаровой Н.Е., Лайгер А.В., Незамовой И.В., Поповой Л.Г., Пылаевой Л.В., Филиновой П.В., о взыскании денежных сумм в счет творческого гранта, в том числе на период отпуска, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий С.В. Скрябина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200