Обезличенное Решение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Скрябиной С.В.,

с участием прокурора Осадчей О.Д.,

при секретаре Халезиной Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Масленниковой Л.Г. к Государственному лечебно-профилактическому учреждению «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» и Министерству здравоохранения <адрес> о признании отказа в возмещении денежных средств незаконным и возложении обязанности по возмещению этих денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Масленниковой Л.Г. к Государственному лечебно-профилактическому учреждению «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» (далее по тексту - онкодиспансер) и Министерству здравоохранения <адрес> (далее по тексту - <адрес>) о признании отказа в возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного средства и изделий медицинского назначения в период нахождения на стационарном излечении, незаконным и возложении обязанности по возмещению этих денежных средств.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Масленникова Л.Г. находилась на стационарном излечении в онкодиспансере на бюджетной основе, ей было проведено оперативное лечение. Перед операцией лечащий врач предложил истцу приобрести за свой счет изделия медицинского назначения (калоприемники, бандаж) и лекарственное средство «Фраксипарин», на что истцом было затрачено 1.586 руб. Вместе с тем указанные изделия и лекарственное средство должны были быть предоставлены истцу на безвозмездной основе в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории <адрес>, бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец, обратившись в Минздрав области за содействием в возмещении затрат на приобретении изделий и препарата, получила отказ.

Прокурор требовал признать такой отказ незаконным и возложить на онкодиспансер обязанность по выплате истцу 1586 руб.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал.

Истец в судебное заседание не явилась, просила провести его без ее участия.

Представитель онкодиспансера в суд также не направил своего представителя, в письменном отзыве указал на возможность удовлетворения требований прокурора.

Представитель Минздрава области иск не признала, указав, что отказа в возмещении денежных средств Минздрав области не производил и не мог производить, так как не является ответственным за это лицом. Функции по обеспечению лечебных учреждений лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения на <адрес> не возложены. Этими полномочиями обладают сами учреждения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем сами способны нести ответственность за нарушения прав пациентов. В обязанности Минздрава области входит лишь распределение поступающих из областного бюджета денежных средств между лечебными учреждениями в рамках утвержденной Территориальной программы. Исходя из ответа, полученного из онкодиспансера, на момент проведения операции в учреждении не имелось в наличии лекарственного средства «Фраксипарин» и необходимых изделий медицинского назначения. Истец приобрела эти средства за свой счет, не высказывая каких-либо недовольств. В случае отказа в их приобретении операция могла быть отложена до поступления изделий и лекарственного препарата. На основании полученной информации истцу и был дан ответ на ее обращение.

Заслушав пояснения прокурора, представителя Минздрава области, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, истец обратилась с жалобой на имя прокурора <адрес>, где указала, что ей в ДД.ММ.ГГГГ были оказаны медицинские услуги в онкодиспансере, при этом ей было рекомендовано приобрести изделия медицинского назначения за свой счет. После выписки из стационара она обратилась в страховую компанию для возмещения затраченных средств, но ей в этом было отказано со ссылкой на приобретение этих изделий по собственной инициативе. Однако, несмотря на то, что предложенные для приобретения изделия входят в перечень Территориальной программы, ее понудили их приобрести.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что изначально истец обратилась в адрес ООО СМК «Астра-Металл» с заявлением о возмещении необоснованно понесенных расходов на оплату медицинской помощи, оказанной в системе обязательного медицинского страхования <адрес>.

Из ответа директора филиала ООО СМК «Астра-Металл» видно, что онкодиспансер, где истец получила медицинскую помощь, не финансируется из средств ФОМС, и ООО СМК «Астра-Металл» не имеет договора с онкодиспансером по стационарному виду медицинской помощи, поэтому ее заявление переадресовано в <адрес>.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заместители Министра здравоохранения области дали ответ истцу об отсутствии нормативной базы для возмещения затраченных денежных средств за счет областного бюджета. Дополнительно указали, что калоприемники и бандаж - медицинские средства индивидуального пользования, которые пациенты приобретают по собственной инициативе.

В письмах онкодиспансера, адресованных директору филиала ООО СМК «Астра-Металл» и заместителю Министра здравоохранения <адрес>, содержится информация о том, что в период нахождения истца в стационаре в онкодиспансере отсутствовал препарат «Фраксипарин», в связи с чем оперативное лечение откладывалось. Пациентка могла подождать и получить препарат из средств бюджета. Но больная приняла решение приобрести препарат сверх программы государственных гарантий. Калоприемники и бандаж - медицинские средства индивидуального пользования, которые пациенты приобретают по собственной инициативе.

Согласно статье 2 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ N 5487-I основными принципами охраны здоровья граждан являются соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 6 Основ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относит защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; организацию оказания специализированной медицинской помощи в онкологических диспансерах, обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 20 Основ граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

При этом Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи (статья 20.1 Основ).

В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории <адрес>, бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в онкологическом диспансере финансируется за счет средств областного бюджета при онкологических заболеваниях.

Приложением к данной программе является Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, компонентов крови, энтерального питания, дезинфицирующих средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых в учреждениях здравоохранения при реализации Территориальной программы. Так, в данный перечень включены лекарственное средство «Фраксипарин» и изделия медицинского назначения калоприемники и бандаж.

Следовательно, данный лекарственный препарат и изделия медицинского назначения должны были быть предоставлены истцу бесплатно.

Учитывая, что онкодиспансер считал возможным удовлетворить требования прокурора, не представил доказательств, опровергающих доводы прокурора и Масленниковой Л.Г., суд полагает, что с онкодиспансера подлежит взысканию в пользу Масленниковой Л.Г. в счет затраченных на приобретение изделий медицинского назначения и лекарственного средства 1.586 руб.

Доводы представителя Минздрава области в части требований прокурора, направленных к этому ответчику, суд считает неубедительными.

Так, истец обратилась в адрес Минздрава области в порядке статьи 69 Основ, пытаясь обжаловать действия онкодиспансера, надеясь на помощь, которую может оказать ей Минздрав области.

Как указывалось ранее на Минздрав возложены полномочия, в том числе, по защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья (статья 6 Основ). Однако ответчик ограничился ответом онкодиспансера, данный на его обращение, не проверив жалобу Масленниковой Л.М. по существу.

При таких обстоятельствах отказ Минздрава области, данный истцу, по вопросу возмещения денежных средств, является незаконным.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 103, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного лечебно-профилактического учреждения «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» и Министерства здравоохранения <адрес> в возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного средства и изделий медицинского назначения.

Взыскать с Государственного лечебно-профилактического учреждения «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» в пользу Масленниковой Л.Г. в счет возмещения расходов, затраченных ею на приобретение лекарственного средства и изделий медицинского назначения, 1.586 руб.

Взыскать с Государственного лечебно-профилактического учреждения «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» в доход государства государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес> областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий (подпись) С.В. Скрябина

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда <адрес> С.В. Скрябина

Секретарь Д.Р. Хасанова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200