Решение по иску об изменении формулировки увольнения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Скрябиной С.В.,

при секретаре Усовой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушакова А.Н. к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области об изменении формулировки основания прекращения служебного контракта, взыскании денежной компенсации, возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ушаков А.Н. обратился в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее по тексту - Управление Роскомнадзора) об изменении формулировки основания прекращения служебного контракта, взыскании денежной компенсации, возмещении морального вреда.

В обоснование своих требований истец указал, что находился на государственной гражданской службе, замещал должность заместителя руководителя Управления Роскомнадзора. С ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Роскомнадзора проводились организационно-штатные мероприятия, была изменена структура Управления и сокращен ряд должностей. ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен об изменении существенных условий контракта, ему предлагалась для замещения должность заместителя руководителя-начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информатизации. Когда ему стало ясно, что его должностные обязанности претерпят изменения: обязанности, связанные с надзором в сфере электросвязи, будут переданы другому заместителю руководителя Управления Роскомандзора, им было подано заявление о расторжении контракта и увольнении с государственной гражданской службы на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ». В последующем он был ознакомлен с приказом об увольнении по части 4 статьи 29 данного Закона, с чем не согласен. Полагает, что в результате организационно-штатных мероприятий в Управлении Роскомнадзора произошло не изменение существенных условий служебного контракта заместителя руководителя Управления, а сокращение должности заместителя руководителя Управления Роскомнадзора и учреждение новой должности заместителя руководителя-начальника отдела. В связи с тем, что формулировка основания расторжения служебного контракта была выбрана иная, он был лишен права на получение денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ», испытал нравственные страдания.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.

Представители Роскомнадзора и Управления Роскомнадзора иск не признали, считая выбранную формулировку для расторжения служебного контракта с Ушаковым А.Н. законной и обоснованной: сокращения должности заместителя руководителя Управления, которую замещал истец, не произошло, ему лишь дополнительно были вменены обязанности начальника отдела, что свидетельствует, на их взгляд, об изменении существенных условий служебного контракта.

Заслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Ушакова А.Н. подлежащими частичному удовлетворению.

Так, в судебном заседании было установлено, что приказом Врио руководителя Роскомнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57) Ушаков А.Н., заместитель руководителя Управления Роскомнадзора, был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 7 части 1 статьи 33 и части 4 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации (далее по тексту - Закон №-ФЗ).

Основанием для издания приказа явились уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55), согласно которому истец уведомлялся об изменении существенных условий служебного контракта и ему предлагалась для замещения должность гражданской службы - «заместитель руководителя-начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий», а также отказ Ушакова А.Н. от предложенной должности (л.д. 56).

В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, истец просил освободить его от замещаемой должности государственной гражданской службы заместителя руководителя Управления и уволить в соответствии с частью 3 статьи 29, частью 9 статьи 31, пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона №-ФЗ.

Как видно из предоставленных ответчиком штатных расписаний, действующих с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-91), и с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-101), до ДД.ММ.ГГГГ у руководителя Управления Роскомнадзора было предусмотрено 3 заместителя, после ДД.ММ.ГГГГ - 1 заместитель руководителя и 1 заместитель руководителя-начальник отдела.

Как пояснили представители ответчиков, одна должность заместителя руководителя действительно подлежала сокращению, эту должность замещал Л.А.Г.

Согласно приложению 2.7 к приказу Роскомнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № типовая структура территориальных органов Роскомнадзора численностью от 65 до 80 штатных единиц государственных гражданских служащих была изменена, в руководство Управления стали входить руководитель Управления, заместитель руководителя Управления. Должность второго заместителя руководителя Управления по решению руководителя Роскомнадзора допускалась с обязательным совмещением с должностью начальника одного из отделов.

Как пояснили представители ответчиков, вручая уведомление истцу об изменении существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя имел в виду изменение наименования его должности с дополнением должностных обязанностей. Должность, замещаемая Ушаковым А.Н., сокращена не была. В связи с несогласием на изменение существенных условий служебного контракта истец был уволен на основании пункта 7 части 1 статьи 33 и части 4 статьи 29 Закона №-ФЗ.

Понятие служебного контракта дано в статье 23 Закона №-ФЗ, под которым законодатель понимает соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

К существенным условиям служебного контракта пункт 3 статьи 24 Закона №-ФЗ относит наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; дату начала исполнения должностных обязанностей; права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент; виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования; права и обязанности представителя нанимателя; условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа); условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Статья 29 Закона №-ФЗ гласит о том, что изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта допускается по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей. При этом об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона №-ФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта).

Истец мотивировал свои требования тем, что из всех существенных условий его служебного контракта, о чем его уведомил представитель нанимателя, подлежали изменению лишь его должностные обязанности и соответственно наименование должности. Статья 29 Закона №-ФЗ допускает изменение существенных условий служебного контракта, но без изменения должностных обязанностей.

При изменении наименования должности и соответственно изменении должностных обязанностей речь может идти о переводе на иную должность гражданской службы, что предусмотрено статьей 28 Закона №-ФЗ.

Согласно данной статье перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных Законом №-ФЗ, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Таким образом, в указанной ситуации при изменении наименования должности, замещаемой истцом «заместитель руководителя Управления Роскомнадзора» на «заместитель руководителя Управления Роскомнадзора-начальник отдела», что соответственно изменяло и должностные обязанности, произошло введение в штат Управления Роскомнадзора новой должности и сокращение прежней.

При таких обстоятельствах доводы истца являются обоснованными: он подлежал увольнению с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 33 Закона №-ФЗ.

Так, статья 31 Закона №-ФЗ предусматривает, что при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Пункт 2 данной статьи допускает возможность прекращения государственно-служебных отношений с гражданским служащим при реорганизации государственного органа или изменения его структуры в случае сокращения должностей гражданской службы. В этом случае при отказе гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

Пункт 9 статьи 31 Закона №-ФЗ предусматривает, что при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Такое пособие истцу при увольнении с государственной гражданской службы выплачено не было.

При таких обстоятельствах суд полагает, что увольнение истца из Управления Роскомнадзора должно было производиться по пункту 6 части 1 статьи 33 Закона №-ФЗ, а не по пункту 7 части 1 этой же статьи.

Таким образом, требования истца как об изменении формулировки основания прекращения служебного контракта, так и возложении обязанности по выплате денежного пособия подлежат удовлетворению.

При этом с учетом того, что выплата денежного содержания истцу производилась Управлением Роскомнадзора, компенсацию, предусмотренную пунктом 9 статьи 31 Закона №-ФЗ, должно было выплатить именно это Управление.

Дополнительно истцом были заявлены требования о взыскании с Роскомандзора денежной компенсации морального вреда, который истец оценил в 100.000 руб.

Свои требования в этой части истец обосновал нравственными страданиями, перенесенными в результате применения представителем нанимателя основания для прекращения служебного контракта, которое применению не подлежало, что повлекло за собой лишение права на получение пособия, связанного с увольнением и предусмотренного пунктом 9 статьи 31 Закона №ФЗ.

Учитывая, что факт незаконного увольнения истца с государственной гражданской службы и получение пособия нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, суд в силу требований абзаца девятого статьи 394 ТК РФ считает в этой части иск подлежащим удовлетворению, но полагает оценку вреда, произведенную истцом, завышенной и определяет ко взысканию 3.000 руб.

При этом суд учитывает степень вины нанимателя, степень перенесенных истцом нравственных страданий, о которых дали пояснения допрошенные свидетели Л.В.С. и У.О.Л., продолжительность нарушения прав истца, принцип разумности и справедливости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ушакова А.Н. удовлетворить частично.

Изменить Ушакову А.Н. формулировку основания прекращения служебного контракта с пункта 7 части первой статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта) на пункт 6 части первой статьи 33 этого же Закона (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы).

Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области обязанность выплатить Ушакову А.Н. компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания.

Взыскать с Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в пользу Ушакова А.Н. в счет компенсации морального вреда 3.000 руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.

Председательствующий (подпись) С.В. Скрябина

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска С.В. Скрябина

Секретарь Н.С. Усова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200