Решение по иску о выдаче удостоверения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Скрябиной С.В.,

при секретаре Усовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алениной В.Н. к Министерству социальных отношений Челябинской области и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности по включению в реестр по выдаче удостоверения,

УСТАНОВИЛ:

Аленина В.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями как к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО), так и к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС), требуя признать ее лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим накопленную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), возложении обязанности по выдаче ей удостоверения единого образца, подтверждающего ее право на получение мер социальной поддержки.

При этом истец мотивировала свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента рождения) по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, жители которого подверглись радиационному воздействию ДД.ММ.ГГГГ в результате ядерных испытания на Семипалатинском полигоне. Полагая, что имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", она обратилась в МСО, предоставив соответствующие документы, свидетельствующие о проживании ее в данном населенном пункте, с заявлением о выдаче удостоверения установленного образца, при предъявлении которого предоставляются меры социальной поддержки. На что ей были даны письменные разъяснения, с которыми она не согласна.

В судебном заседании истец на иске настаивала, указав, что жители <адрес> в настоящее время по действующему законодательству <адрес> пользуются мерами социальной поддержки, так как признаны пострадавшими от воздействия радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поэтому полагает, что и она также должна иметь право на получение мер, но установленные российским законодательством, поскольку проживает на территории Российской Федерации.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились. МСО представило письменные возражения об отсутствии у истца оснований для признания ее лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получения мер социальной поддержки, так как населенный пункт, где она проживала не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ею не представлено доказательств о полученной эффективной дозе облучения свыше 5 бэр.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, где проживала до ДД.ММ.ГГГГ.

МСО, куда истец обратилась с заявлением об установлении ей статуса подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, сообщило ей о том, что правовых оснований для выдачие удостоверения единого образца, гарантирующего право на получение мер социальной поддержки, не имеется, поскольку она проживала в населенном пункте, который не включен в Перечень населенных пунктов <адрес> и № ССР, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи таких удостоверений определяется Правительством РФ.

При этом, как указано в данном законе, в зависимости от размера полученной суммарной дозы облучения гражданам и гарантируются определенные меры социальной защиты.

В соответствии с пунктом 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), отнесение граждан к категории таких лиц осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

При этом в перечни включаются населенные пункты, в которых граждане, проживавшие или проходившие военную службу в периоды радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв (бэр). Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

Согласно пунктам 4 и 5 Правил для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта РФ, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам. При этом подтверждением отнесения граждан к категории таких лиц является удостоверение единого образца, выдаваемого МЧС.

В силу пункта 2 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действующих до ДД.ММ.ГГГГ (до опубликования постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), удостоверения выдавались гражданам РФ, которые проживали в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр).

При этом гражданин для получения удостоверения должен был представить в уполномоченный орган по месту жительства (регистрации) заявление с приложением следующих документов: документ, подтверждающий гражданство РФ, документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.

Таким образом, из указанных нормативных правовых актов следовало, что возникновение у граждан права на получение мер социальной поддержки зависит от двух условий: проживание в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах, входящих в Перечень и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

В перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и в перечне населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, наименование населенного пункта, где проживала истец, отсутствует.

Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ № "По жалобе гражданина Е.С.Л. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" высказал позицию о том, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Конституционный Суд РФ указал, что вопрос о возможности предоставления мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Поэтому пунктом третьим нового Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 540, предусмотрено, что при обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены методические указания по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Каких-либо доказательств наличия у истца второго необходимого условия для признания у нее права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр)) не представлено.

Вместе с тем суд полагает, что при предоставлении истцом документов, свидетельствующих о фактическом получении ею суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, превышающей 5 бэр, вопрос о выдаче удостоверения может решиться положительно.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец, требуя признать ее лицом, подвергшимся воздействию радиации и получившим при проживании в населенном пункте <адрес> накопленную дозу облучения свыше 5 бэр, соответствующих доказательств не представила, суд не находит оснований для удовлетворения ее требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Алениной В.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.

Председательствующий (подпись) С.В. Скрябина

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска С.В. Скрябина

Секретарь Н.С. Усова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200