Решение по иску о выдаче удостоверения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Скрябиной С.В.,

при секретаре Усовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колосовой З.Г. к Министерству социальных отношений Челябинской области и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о выдаче удостоверения лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

УСТАНОВИЛ:

Колосова З.Г. обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее по тексту - МСО) о возложении обязанности по выдаче удостоверения лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В обоснование своих требований указала, что с момента рождения и по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, впоследствии по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>. Данные населенные пункты подверглись радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, их население получило суммарную дозу облучения свыше 5 бэр. Изначально ответчик проинформировал ее о включении сведений о ней в реестр на выдачу удостоверения для получения мер социальной поддержки. Потом сообщил о направлении сведений в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» для определения полученной ею суммарной дозы облучения. А впоследствии указал, что в связи с тем, что дозы не определены, так как порядок определения доз не установлен, оснований для выдачи удостоверения не имеется. Полагает, что требование ответчика о предоставлении сведений о полученной накопленной дозе облучения является абсурдным и не основанным на законе.

К участию в деле в качестве второго ответчика по ходатайству стороны истца было привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС).

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.

Представители ответчиков и третьего лица ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» в судебное заседание не явились.

Минсоцотношений Челябинской области был направлен в адрес суда письменный отзыв на требования Колосовой З.Г., где указано на отсутствие оснований для выдачи истцу удостоверения лица, лица,подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Представитель третьего лица в ранее проведенном судебном заседании поддержал требования истца, указав, что для получения удостоверения не требуется предоставлять сведений о полученной дозе облучения. Достаточно установить факт проживания лица в том или ином населенном пункте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Функциями по определению накопленной дозы облучения гражданами вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» не наделен.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, где проживала до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно архивной справке, выданной районным архивом <данные изъяты> администрации <адрес>, истец значилась в похозяйственных книгах <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы.

Изначально истец утверждала, что в ДД.ММ.ГГГГ она в адрес МСО не обращалась, ответчик инициировал вопрос о выдаче ей удостоверения на предоставление мер социальной поддержки сам.

Ознакомившись с ответом МСО на запрос суда, истец признала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения пострадавшей от воздействия радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

МСО сообщило ей о том, что сведения о ней были включены в реестр-заявку для выдачи удостоверения, который был направлен в адрес МЧС РФ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

Впоследствии письмом от ДД.ММ.ГГГГ МСО сообщило истцу о том, что документы в отношении истца направлены в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» для определения полученной ею суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения.

ДД.ММ.ГГГГ МСО направило в адрес истца письмо, где указало, что для разрешения вопроса о выдаче удостоверения требуются документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения. Однако порядок установления дозы и уполномоченные на это органы до настоящего времени не определены. Дало рекомендацию по обращению в суд.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи таких удостоверений определяется Правительством РФ.

При этом, как указано в данном законе, в зависимости от размера полученной суммарной дозы облучения гражданам и гарантируются определенные меры социальной защиты.

В соответствии с пунктом 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), отнесение граждан к категории таких лиц осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

При этом в перечни включаются населенные пункты, в которых граждане, проживавшие или проходившие военную службу в периоды радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв (бэр). Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

Согласно пунктам 4 и 5 Правил для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта РФ, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам. При этом подтверждением отнесения граждан к категории таких лиц является удостоверение единого образца, выдаваемого МЧС.

В силу пункта 2 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действующих до ДД.ММ.ГГГГ (до опубликования постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), удостоверения выдавались гражданам РФ, которые проживали в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр).

При этом гражданин для получения удостоверения должен был представить в уполномоченный орган по месту жительства (регистрации) заявление с приложением следующих документов: документ, подтверждающий гражданство РФ, документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.

Таким образом, из указанных нормативных правовых актов следовало, что возникновение у граждан права на получение мер социальной поддержки зависит от двух условий: проживание в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах, входящих в Перечень и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

В перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, включен населенный пункт <адрес>, население которого получило вследствие ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 с3в.

В перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, наименование населенного пункта <адрес>, где проживала истец с ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует.

Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ № "По жалобе гражданина Е.С.Л. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" высказал позицию о том, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Конституционный Суд РФ указал, что вопрос о возможности предоставления мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Поэтому пунктом третьим нового Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что при обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены методические указания по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Каких-либо доказательств наличия у истца второго необходимого условия для признания у нее права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр)) не представлено.

Вместе с тем суд полагает, что при предоставлении истцом документов, свидетельствующих о фактическом получении ею суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, превышающей 5 бэр, вопрос о выдаче удостоверения может решиться ответчиком положительно.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец, требуя признать ее лицом, подвергшимся воздействию радиации и получившим при проживании в населенных пунктах <адрес> и <адрес> накопленную дозу облучения свыше 5 бэр, соответствующих доказательств не представила, суд не находит оснований для удовлетворения ее требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Колосовой З.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.

Председательствующий С.В. Скрябина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200