Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Челябинск ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего судьи Е.Н. Смирновой, при секретаре А.О. Деревянных, с участием истца Новак С.В., представителя ответчика - Паплаухиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новак С.В. к Военному комиссариату Челябинской области о признании отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации за наем жилья от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Новак С.В., уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, не обеспеченный жильем в период прохождения военной службы, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Челябинской области (с учетом уточнений) о признании отказа начальника центра социального обеспечения В.В. от ДД.ММ.ГГГГ в выплате ежемесячной денежной компенсации за наем жилья незаконным, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения в размере 5400 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по день, следующий за днем утраты права на нее, в том числе фактического предоставления субсидии по ГЖС или получения жилья по установленным нормам, взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 638 рублей, компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей, расходов по уплате госпошлины в размере 200 рублей. В судебном заседании истец Новак С.В. на уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме. Представитель ответчика - Паплаухина Н.К., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила возражение на исковое заявление. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, приказом временно исполняющего обязанности командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ Новак С.В., уволенный с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, был исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, снят со всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в отдел ВК <адрес>. Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ начальник <данные изъяты> (ВИ) подтвердил прекращение выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилой площади Новак С.В. с ДД.ММ.ГГГГ. Справкой ФГУ «Челябинская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт нахождения истца в списках войсковой части № как бесквартирного военнослужащего с ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи - 5 человек. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен Государственный жилищный сертификат, срок реализации сертификата до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Уведомлениям Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ права Новак С.В., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 на объекты недвижимости не зарегистрированы. Согласно выписке из лицевого счета по вкладу денежные средства на банковский счет государственного жилищного сертификата не поступали. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к начальнику отдела Военного комиссариата <адрес> с заявлением о выплате ему и членам его семьи ежемесячной денежной компенсации за наем жилья, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Ответом начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата Челябинской области В.В. от ДД.ММ.ГГГГ поступившие вместе с заявлением документы были истцу возвращены, со ссылкой на то, что пунктом 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и членам их семей осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Указаний по вопросу выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений пенсионерам, вставшим на очередь до ДД.ММ.ГГГГ, но уволенным после ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат Челябинской области не поступало. По мнению суда, данный ответ начальника центра социального обеспечения В.Воеводина от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям. Частью второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлена выплата ежемесячной денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, при невозможности обеспечить их жилыми помещениями. Порядок и размеры такой компенсации определены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей. Пункт 4 указанного постановления гласит о том, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. Во исполнение указанного постановления Министром обороны РФ была разработана и утверждена приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Инструкция о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, осуществляется через военные комиссариаты по месту воинского учета, а лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации, - по месту пенсионного учета. Решение о выплате денежной компенсации принимается военными комиссарами субъектов Российской Федерации гражданам, уволенным с военной службы, по ходатайствам военных комиссаров районов (городов) - по месту их воинского учета либо лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации, - по месту их пенсионного учета (пункт 3). Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, осуществляется ежемесячно, производится со дня обращения и за прошедшее время, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4). Согласно пункту 7 Инструкции выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем фактического предоставления субсидии по государственному жилищному сертификату гражданину, уволенному с военной службы, или членам семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы. О фактическом предоставлении жилищной субсидии гражданином, уволенным с военной службы, уведомляется военный комиссариат с представлением справки об исключении из списка очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Выплата денежной компенсации за неполный месяц, в том числе в случаях изменения семейного положения (увеличения или уменьшения состава семьи), производится пропорционально времени действия права на ее получение (пункт 8). Положение абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в той мере, в какой оно - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - связывает право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации не только с датой их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и с датой их увольнения с военной службы, был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № признал данную норму Закона не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Постановлении, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признан общеобязательным, в том числе для всех исполнительных и судебных органов государственной власти, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Следовательно, в указанной ситуации не имеет правового значения, в какое время произошло увольнение с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ. Основополагающее значение имеет факт необеспечения военнослужащего жилым помещением при его нуждаемости. Кроме того, в силу вышеназванных норм закона решение о выплате денежной компенсации принимается военными комиссарами субъектов Российской Федерации, тогда как ответ истцу дан начальником центра социального обеспечения Военного комиссариата Челябинской области, что также является основанием для признания ответа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Таким образом, суд полагает требования истца о взыскании компенсации за поднаем жилого помещения обоснованными. Размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения установлен пунктом 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и выплачивается в городах, отличных от <адрес> и <адрес>, в размере не более 3600 руб. с ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ - в размере не более 1200 руб. Также предусмотрено, что указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при условии совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы трех и более членов семьи. Учитывая, что состав семьи истца состоит из пяти человек (истец, его супруга и трое детей), то истец вправе претендовать на ежемесячную компенсацию в размере 5400 рублей (3600+(50%*3600)). В силу положений п. 7 Инструкции правом на получение ежемесячной компенсации за наем жилого помещения в размере 5400 рублей истец обладает с ДД.ММ.ГГГГ по день утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем фактического предоставления субсидии по государственному жилищному сертификату или получения жилья. Сумма, подлежащая взысканию в счет невыплаченной компенсации за поднаем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 18 638 руб. (5400 * 3 + (5400 : 31 день*14 дней января). Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Судом установлено, что после увольнения с военной службы, истцу прекращена выплата компенсации за наем жилого помещения. Согласно договору найма жилого помещения, заключенного истцом с наймодателем, ежемесячная стоимость найма жилого помещения составляет 10 000 рублей. Размер пенсии истца составляет 9 567 руб. 60 коп. На иждивении истца находятся двое малолетних детей, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в результате невыплаты компенсации за наем жилого помещения истец вынужден был оплачивать в течение трех с половиной месяцев жилое помещение, стоимость найма которого превышает его ежемесячную пенсию и в связи с этим фактически был лишен средств к существованию. Суд полагает, что при этом Новак С.В. реально испытывал физические и нравственные страдания, в связи с чем имеет право на компенсацию морального вреда. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 500 рублей, размер компенсации морального вреда в 25 000 рублей, указанный истцом, суд считает завышенным. При обращении в суд истцом была оплачена государственная пошлина в размере 200 руб., которая в силу требований статьи 98 ГПК РФ подлежит возмещению за счет ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Новак С.В. удовлетворить частично. Признать отказ начальника центра социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ № в выплате ежемесячной денежной компенсации за наем жилья незаконным. Признать за Новак С.В. право на получение ежемесячной компенсации за наем жилого помещения в размере 5400 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем фактического предоставления субсидии по государственному жилищному сертификату или получения жилья. Взыскать с Военного комиссариата Челябинской области в пользу Новак С.В. в счет ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 18 638 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, а всего взыскать сумму в размере 19 338 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Новак С.В. отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Челябинска. Председательствующий п/п Е.Н. Смирнова Копия верна. Решение не вступило в законную силу. Судья Е.Н. Смирнова Секретарь А.О. Деревянных