Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Челябинск Центральный районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего Сметанниковой С.Л., при секретаре Рудаковой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Колпакову Т.В. о понуждении к обеспечению доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников в помещения здания со стороны автодороги, идущей по <адрес>, с участием помощника прокурора Осадчей О.Д., представителя третьего лица Прыкина А.Н., представителя ответчика Осиповой О.В., установил: Прокурор Центрального района г.Челябинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Колпакову Т.В. о понуждении к обеспечению доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников в помещения здания со стороны автодороги, идущей по <адрес>. Неоднократно изменяя исковые требования, в последней редакции иска прокурор просил обязать ответчика обеспечить доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в помещения здания со стороны автодороги. Указав, что имеются нарушения правил пожарной безопасности, допущенные собственником здания по <адрес>, где расположены принадлежащие ответчику на праве собственности нежилые помещения, со стороны дороги по <адрес> не обеспечен доступ пожарных с автолестниц и автоподъемников в помещения здания с 5 по 8 этажи, что в случае возникновения пожара будет препятствовать пожарным подразделениям выполнять действия по спасению людей, а также ликвидации очага пожара. В судебном заседании помощник прокурора Осадчая О.Д. на удовлетворении иска настаивала, поддержав доводы в нем изложенные. Объяснив, что существование данного пристроя препятствует доступу пожарных с автолестниц и автоподъемников специализированной техники с <адрес> на этажи, расположенные выше 3 этажа здания № Представитель третьего лица ОГПН Прыкин А.Н. в судебном заседании иск поддержал. Объяснив, что ими проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения ответчиками требований законодательства, существующий надстрой 3-го этажа над пристроем к зданию по <адрес> препятствует доступу со стороны <адрес> пожарных с автолестниц и автоподъемников на расположенные выше 3 этажа этажи здания. С целью устранения этих нарушений прокурором заявлено настоящее исковое заявление, которое он просит удовлетворить. Ответчик в судебное заседание не явился, извещен. Представитель ответчика в судебном заседании Осипова О.В. против иска возражала. Объяснив, что ответственность за соблюдение требований противопожарной безопасности в части доступа на этажи здания выше 3-го должны нести собственники помещений на них расположенных. Ответчик является собственником помещения на 3 этаже, туда доступ пожарных с автолестниц и автоподъемников обеспечен. Он участия в строительстве пристроя не принимал, не несет ответственности за нарушения противопожарных правил на других этажах. Проект надстроя 3-го этажа над пристроем имеет положительное заключение главгосэкспертизы, при строительстве соблюдены все строительные нормы и правила, включая противопожарные. После окончания строительства данный объект был сдан приемочной комиссии в эксплуатацию. Пожарной службой замечаний при приемке в эксплуатацию не заявлялось. Обеспечение доступа пожарных с автолестниц и автоподъемников не единственный способ реализации доступа пожарных на этажи. Просила в иске отказать. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Колпаков Т.В. является собственником нежилых помещений на 3 этаже здания по адресу <адрес>, о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации его права собственности. Осуществляет свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что подтверждается соответствующим свидетельством (в деле). Из заключения № (в деле) Управления государственной вневедомственной экспертизы администрации Челябинской области по разделу «Архитектурно-строительные решения» проекта надстройки 3-го этажа здания «<данные изъяты>» по <адрес>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что проектом предусмотрены требования норм пожарной безопасности. Внутреннее и наружное пожаротушение предусматривается от существующих пожарных гидрантов, установленных на магистральном водопроводе и от внутреннего противопожарного водопровода с устройством спринклерной системы. Проект согласован в том числе с пожнадзором. Рабочие чертежи по разделу «Архитектурно-строительные решения» проекта надстройки 3-го этажа здания «<данные изъяты>» по <адрес> рекомендованы к строительству. Актом государственной приемочной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением главы города от ДД.ММ.ГГГГ (в деле), предъявленная к приемке надстройка 3-го этажа здания Дома быта принята в эксплуатацию. Среди членов приемочной комиссии присутствовал и подписал акт представитель Государственного пожарного надзора начальник ПЧ-№. Таким образом, суд считает установленным, что ответчик владеет на праве собственности нежилым помещением в законно возведенном оконченном строительством и принятом надлежащим образом в эксплуатацию объекте, при строительстве которого соблюдены нормы противопожарной безопасности. Доказательств обратного истцом, третьим лицом суду не представлено. В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: 1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; 2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; 3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; 4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; 5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; 6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; 7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. В соответствии со ст.42 указанного выше закона, требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям: 1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; 2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; 3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований. Таким образом, существующие в настоящее время требования пожарной безопасности к зданию по <адрес>, введенному в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до вступления в силу таких требований, а также чье строительство осуществлялось в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований. В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Доказательств того, что дальнейшая эксплуатация здания по <адрес> приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара истцом, третьим лицом суду не представлено. Из представленных доказательств такие обстоятельства не следуют. Возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий, сооружений и строений, как конструктивное, объемно-планировочное и инженерно-техническое решение зданий, сооружений и строений, которая должна обеспечиваться в случае пожара, установлена в качестве требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий, сооружений и строений, согласно ст.80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", но при эксплуатации существующих на момент принятия данного закона зданий. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры Центрального района г.Челябинска с привлечением сотрудников ОГПН <адрес> в качестве специалистов и информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ответчиком не обеспечен доступ пожарных с автолестниц и автоподъемников в помещения здания 5-8 этажи со стороны автодороги, идущей по <адрес>, нарушены ППБ №, СНиП № приложение №, что в случае возникновения пожара на верхних этажах здания будет препятствовать пожарным подразделениям выполнять действия по спасению людей, а также ликвидации очага пожара. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), ст.3, система обеспечения пожарной безопасности, это - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; Согласно ст. 21, меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. В силу ст.1 указанного закона, к мерам пожарной безопасности относятся действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Согласно ст. 37 федерального закона "О пожарной безопасности", руководители организаций в области пожарной безопасности обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Статья 1 указанного Федерального закона, на которую ссылается прокурор в иске, предусматривает основные понятия, используемые в законе, но не устанавливает никаких требований. Поэтому ответчиком не может быть нарушена ст.1 указанного закона. Во исполнение указанного закона Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ №). Согласно п. 4 которых, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам. Доказательств нарушения собственником помещения на 3 этаже здания по <адрес> - ответчиком, уровня обеспечения пожарной безопасности людей ниже указанного в данном пункте ППБ норматива, суду не представлено. Из представленных суду доказательств, такие обстоятельства не следуют. Согласно п.5 ППБ, для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований настоящих Правил, должны быть разработаны специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику их эксплуатации и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке. Доказательств наличия специальных правил пожарной безопасности, отражающих специфику эксплуатации и учитывающих пожарную опасность такого конструктивно сложного здания, как расположенное по <адрес>, имеющего пристрой с надстроем 3-го этажа, во исполнение п.5 ППБ, а также нарушения ответчиком таких специальных правил истцом суду не представлено. Из представленных суду доказательств, такие обстоятельства не следуют. Согласно п. 40 указанных ППБ, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно. Доказательств нарушения ответчиком указанных требований, осуществления изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, осуществления перепланировки в результате которой произошло ухудшение пожарной безопасности или был ограничен доступ к средствам пожаротушения или средств противопожарной безопасности, истцом суду не представлено. Из представленных суду доказательств, такие обстоятельства не следуют. Указанные ППБ не предусматривают обязанности собственников обеспечивать доступ пожарных на этажи с автолестниц и автоподъемников. Анализируя обстоятельства дела и исследованные выше нормы права, суд считает, что обеспечение возможности осуществления действий по обеспечению пожарной безопасности в данном случае, таких как доступ пожарных подразделений на расположенные выше 3-го этажа здания по <адрес> с автолестниц и автоподъемников, расчет и осуществление соответствующих мероприятий, обеспечивающих такую форму защиты от пожаров, ложится на Органы пожарной безопасности, но не на собственников помещений 3-го этажа здания. Ссылка прокурора на п.3 указанных выше ППБ, как основание соответствующего нарушения, допущенного ответчиком, является необоснованной. П.3 ППБ предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Иных требований в данном пункте не содержится. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Согласно ст. 6 указанного закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. 2. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. 3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. 4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. 5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона. 6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации). 7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации. 8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Доказательств отсутствия комплекса мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара, истцом суду не представлено. Невозможность пожарным попасть на этажи выше 3-го с автолестниц и автоподъемников, на которую ссылается прокурор не свидетельствует о наличии риска возникновения пожара в действиях ответчика, а также не соблюдение иных условий, установленных ст.6 указанного выше закона. Кроме того, из представленной в деле видеозаписи эксперимента по применению пожарной техники для доступа на верхние этажи здания по <адрес>, не следует невозможность такого доступа. На видеозаписи явно видно, что пожарная техника с автолестницами и автоподъемника находилась от здания на таком расстоянии (включая тротуар, газон, ряд припаркованных перпендикулярно дороге автомобилей и расстояние необходимое для «башмаков» спецтехники), которое заведомо не способно обеспечить необходимый доступ и влияет на достоверность эксперимента. Указанное доказательство судом не принимается. При этом, суд принимает во внимание, что согласно плана бокового фасада здания (в деле) высота здания составляет 33,300м, а коленчатый подъемник с люлькой, который участвовал в эксперименте способен обеспечить подъем на высоту 50м, что следует из объяснений представителя третьего лица службы ОГПН, однако, согласно видеозаписи с поставленной задачей не справился, что также свидетельствует о недостоверности эксперимента. Из объяснений представителя третьего лица службы ОГПН следует, что у здания имеются и иные возможности обеспечения доступа пожарных подразделений на верхние этажи здания. В том числе, с пожарной лестницы на торце здания, выходы на которую на всех этажах заложены собственниками помещений на этих этажах, однако, требований обеспечить такой доступ им никто не выставлял. Таким образом, суд считает, что в действиях ответчика не содержится нарушений требований пожарной безопасности, вменяемой ему истцом, оснований для удовлетворения иска не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В иске Прокурора Центрального района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Колпакову Т.В. о понуждении к обеспечению доступа пожарных с пожарных с автолестниц или автоподъемников в помещения здания со стороны автодороги, идущей по <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Челябинска. Председательствующий п/п С.Л. Сметанникова. Копия верна. Решение не вступило в законную силу. Судья С.Л. Сметанникова Секретарь Л.И.Рудакова