Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Челябинск ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Тумашова А.Ю.,
при секретаре Хиля Т.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании,
с участием:
заявителя У.А.Н. и его представителя - адвоката Фазлеевой С.Н.;
представителей заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Челябинской области - М.И.И. и Р.А.Ф.,
гражданское дело по заявлению У.А.Н. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - Управление Роскомнадзора по Челябинской области) об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, урегулированию конфликта интересов и организации работы, направленной на борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями (далее Комиссия) об отказе в замещении должности юрисконсульта,
У С Т А Н О В И Л:
У.А.Н. обратился в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ к Управлению Роскомнадзора по Челябинской области об оспаривании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, урегулированию конфликта интересов и организации работы, направленной на борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями, с требованием об его отмене.
В обоснование заявитель указал, что он до ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Челябинской области (далее Управление). ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление с просьбой разрешить заключение трудового договора с подконтрольной Управлению организацией - ООО фирма «<данные изъяты>» на замещение должности юрисконсульта, однако оспариваемым решением № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии ему отказано в даче согласия на замещение данной должности по причине того, что ранее в его должностные обязанности как заместителя руководителя Управления входили функции по контролю и надзору за деятельностью ООО фирма «<данные изъяты>». Считает данное решение незаконным, поскольку состав Комиссии был сформирован с нарушением Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку при принятии решения не было необходимого кворума из числа лиц не замещающих должности государственной службы (менее 1/4 от общего числа членов Комиссии). Кроме того, оспариваемое решение является формальным, по существу немотивированным и оформлено ненадлежащим образом (должно быть в форме протокола) и он не был приглашен на заседание Комиссии. В связи с этим, считает данное решение незаконным и просит его отменить.
Заявитель У.А.Н. и его представитель - адвокат Фазлеева С.Н. в судебном заседании заявление поддержали.
Представители заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Челябинской области - М.И.И. и Р.А.Ф. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали. В обоснование указали, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий Комиссии и права и законные интересы заявителя не нарушает. Необходимый кворум при принятии решения был, в т.ч. из числа лиц, не замещающих должности государственной службы (не менее 1/4). Отказ в даче заявителю согласия на замещение должности юрисконсульта ООО фирма «<данные изъяты>» основан на том, что данная организация имеет соответствующие лицензии на оказание услуг связи и является поднадзорной Управлению, а заявитель замещал должность заместителя руководителя Управления и осуществлял властно-распорядительные полномочия. Кроме того, Управлением в отношении заявителя дважды направлялись материалы в прокуратуру Челябинской области о нарушении им законодательства о противодействии коррупции. Решение Комиссии оформлено правильно. Присутствие заявителя как бывшего гос.служащего на заседании Комиссии не является обязательным.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, признает заявление У.А.Н. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель У.А.Н. до ДД.ММ.ГГГГ замещал должность федеральной государственной гражданской службы - заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Челябинской области. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Роскомнадзора России У.А.Н. освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с организационно штанными мероприятиями.
Данные обстоятельства подтверждаются приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Роскомнадзора России о переводе на должность (л.д.51), Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Роскомнадзора России об увольнении (л.д.52) и не оспариваются сторонами.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № руководителя Управления Роскомнадзора по Челябинской области создана постоянно действующая Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, урегулированию конфликта интересов и организации работы, направленной на борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями (л.д.31,32).
Согласно пункта 3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) - (далее Положение о комиссиях), основной задачей комиссий является содействие государственным органам:
а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими (далее - государственные служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № "О противодействии коррупции", другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);
б) в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
ДД.ММ.ГГГГ У.А.Н. обратился в Управление с просьбой дать согласие на заключение трудового договора с поднадзорной Управлению организацией - ООО фирма «<данные изъяты>» на замещение должности юрисконсульта.
Оспариваемым решением № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии заявителю отказано в даче согласия на замещение данной должности по причине того, что ранее в его должностные обязанности как заместителя руководителя Управления входили функции по контролю и надзору за деятельностью ООО фирма «<данные изъяты>». Данное решение оформлено протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ и выдано заявителю в форме решения № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии (л.д.6-9,25-30).
В соответствии с п.1 ч.3 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе: в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд исходя из обстоятельств дела и исследованных при его разбирательстве доказательств, признает оспариваемое заявителем решение противоречащим закону и создающим препятствие заявителю к осуществлению его права на труд. Данные выводы суд основаны на следующем.
В соответствии с п.1 ст.37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии с подп. «а» п.1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы: имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с абз.2 подп. «б» п.16 Положения о комиссиях, основаниями для проведения заседания комиссии являются, в т.ч. обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы.
Пунктом 24 Положения о комиссиях, предусмотрено, что по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:
а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.
Как усматривается из содержания оспариваемого заявителем решение № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии Управления Роскомнадзора по Челябинской области мотивами отказа в даче согласия на замещение У.А.Н. должности юрисконсульта в ООО фирма «<данные изъяты>» явились:
- ООО фирма «<данные изъяты>» как оператор связи является поднадзорной Управлению организацией, а в должностные обязанности У.А.Н. входили функции по контролю и надзору за деятельностью операторов связи;
- Управлением в отношении заявителя дважды направлялись материалы в прокуратуру Челябинской области о нарушении им законодательства о противодействии коррупции (заявление гос.служащего Управления - С.С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о склонении его У.А.Н. к коррупционным действиям; заявление ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о коррупционных действиях У.А.Н.).
Анализируя мотивы отказа У.А.Н. в даче согласия на замещение должности юрисконсульта в ООО фирма «<данные изъяты>» суд признает данные мотивы несостоятельными по следующим основаниям.
По первому мотиву. Сам факт замещения У.А.Н. должности заместителя руководителя Управления и наличия в его должностных обязанностях функции по контролю и надзору за деятельностью операторов связи к которым относится ООО фирма «<данные изъяты>» не является безусловным основанием для отказа в даче испрашиваемого согласия, поскольку в данном ракурсе должны рассматривается вопросы не столько сопоставления функциональных обязанностей в отношении деятельности поднадзорной организации, а прежде всего добросовестность, открытость и честность самого государственного служащего и отсутствия у него доказанных работодателем проявлений коррупционной направленности.
Ссылка Управления на то, что в отношении заявителя дважды направлялись материалы в прокуратуру Челябинской области о нарушении им законодательства о противодействии коррупции не является достаточным основанием для отказа в даче испрашиваемого согласия, поскольку из содержания представленных в материалы дела материалов доследственных проверок проведенных прокуратурой Челябинской области по обращениям С.С.В. и ООО «<данные изъяты>» (л.д.61-189) следует, что отсутствуют достаточные основания для утверждения о совершении У.А.Н. коррупционных правонарушений.
Согласно чч.1 и 2 ст.49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
При таких обстоятельствах суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя о том, что состав Комиссии был сформирован с нарушением Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, т.к. при принятии решения не было необходимого кворума из числа лиц не замещающих должности государственной службы (менее 1/4 от общего числа членов Комиссии), суд признает несостоятельными как противоречащие представленным в материалы дела документам о наличии необходимого кворума и законности состава Комиссии (л.д.21-32).
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии Управления Роскомнадзора по Челябинской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, урегулированию конфликта интересов и организации работы, направленной на борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями об отказе У.А.Н. в замещении должности юрисконсульта ООО фирма «<данные изъяты>».
Обязать Управление Роскомнадзора по Челябинской области устранить допущенные нарушения путем рассмотрения Комиссией и принятия законного решения по заявлению У.А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия на заключение трудового договора с ООО фирма «<данные изъяты>».
На настоящее решение может быть подана кассационная жалоба в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п А.Ю.Тумашов
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ
Судья Центрального
районного суда г. Челябинска: А.Ю.Тумашов
Секретарь: Т.Л.Хиля