Обезличенное Решение



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Д.С. Дерхо,

при секретаре И.А. Гвоздецкой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сергеевой В.В. о признании незаконным решения Территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента в Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ.

Сергеева В.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента в Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, просила:

- признать незаконным решение территориальной подкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сергеевой В.В. в постановке на учет для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения;

- обязать территориальную подкомиссию поставить Сергееву В.В. на учет для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения не позднее чем через два месяца с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ

Требования по заявлению мотивированы тем, что Сергеева В.В. является государственным гражданским служащим, нуждается в улучшении жилищных условий и в силу подлежащих применению законоположений может претендовать на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, чему препятствует оспариваемое решение Территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента в Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке ее на соответствующий учет.

В судебном заседании заявитель Сергеева В.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель управления Судебного департамента в Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав объяснения заявителя, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд находит требования Сергеевой В.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела установлено, что Сергеева В.В. со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Саткинском городском суде Челябинской области на должностях специалиста, консультанта суда и помощника судьи.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 должность помощника судьи включена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

Следовательно, Сергеева В.В. является государственным гражданским служащим и обладает соответствующим объемом нормативно установленной правоспособности.

Согласно ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»ДД.ММ.ГГГГ.doc"> гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

В соответствии с п. 6 указанных Правил принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы.

Приказом начальника Управления Судебного департамента в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ была образована территориальная подкомиссия по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента в Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Сергеева В.В. обратилась в территориальную подкомиссию с заявлением о принятии на учет для получения единовременной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения на семью из трех человек.

Решением территориальной подкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение вопроса о постановке Сергеевой В.В. на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения было отложено в связи с истребованием дополнительных материалов, характеризующих степень нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.

Решением территориальной подкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ Сергеевой В.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения жилого помещения на основании пп. «Б» п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63) - в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий.

На основании принятого территориальной подкомиссией решения ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Судебного департамента в Челябинской области А.С.И. был издан приказ об отказе в постановке Сергеевой В.В. на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.

Рассмотрев мотивы постановленного отказа, суд не находит оснований для признания его незаконным.

В соответствии с. ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Из содержания приведенных норм права следует, что для оспаривания решения органа государственной власти (должностного лица) необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствие такого решения требованиям закона и нарушение прав заявителя.

Совокупность приведенных выше условий судом при разрешении настоящего спора установлена не была.

Так, в соответствии с пп. «А», «Б» п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63) единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:

- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;

- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.

Согласно п. 6 Правил к заявлению о предоставлении субсидии в целях проверки степени нуждаемости обратившегося лица в улучшении жилищных условий прилагаются следующие документы: выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; копия свидетельства о браке; копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей); копия трудовой книжки; копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы (с предоставлением при необходимости их оригиналов).

При обращении в территориальную подкомиссию за постановкой на соответствующий учет Сергеевой В.В. были представлены документы, из которых усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ она состоит в зарегистрированном браке с С.А.С., от которого имеет несовершеннолетнего сына - С.М.А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.). Сама Сергеева В.В. и ее несовершеннолетний ребенок в настоящее время зарегистрированы по месту жительства в <адрес>, который (в 1/2 доле) принадлежит на праве собственности отцу заявителя - М.В.Е. Супруг заявителя (С.А.С.) зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.

При этом в <адрес> зарегистрированы мо месту жительства только два человека - сама Сергеева В.В. и ее несовершеннолетний ребенок. В <адрес> зарегистрированы по месту жительства три человека - супруг заявителя (С.А.С.), а также его мать (М.Г.Ж.) и брат (С.Э.А.). Данная квартира принадлежит на праве собственности в равных долях М.Г.Ж. и С.Э.А.

В соответствии с п. 9. Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63) при наличии у гражданского служащего и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

Следовательно, исходя из представленных справок о составе семьи, а также правоустанавливающих документов на квартиру и жилой дом, суммарная обеспеченность Сергеевой В.В. и членов ее семьи общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи превышает нормативно установленную величину в 15 кв. метров.

Заявленный со ссылкой на показания допрошенных судом свидетелей М.Т.Г. и М.Г.Ж. довод Сергеевой В.В. о том, что регистрация по месту жительства в указанных выше жилых помещениях является формальной и не соответствует реально сложившейся ситуации, при которой заявитель вместе с супругом и несовершеннолетним ребенком, создав отдельную семью, в течение нескольких лет проживают на съемных квартирах, не является основанием для признания оспариваемого решения территориальной подкомиссии незаконным.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. ДД.ММ.ГГГГ.doc">постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713) местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных Федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных Федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым Федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми Федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Одно из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей закреплено в статьях 30-31 Кодекса, устанавливающих, что собственник жилого помещения вправе вселить в него супруга, а также дети и родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан в качестве членов своей семьи.

Следовательно, вселение собственником лица в жилое помещение в качестве члена своей семьи порождает у последнего соответствующие жилищные права, и такое помещение становится местом его жительства.

Согласно ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ.

В силу п.п. 4, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. ДД.ММ.ГГГГ.doc">постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713) граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить заявление установленной формы о регистрации по месту жительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При таких обстоятельствах, получив представленные заявителем документы, прямо свидетельствующие о том, что Сергеева В.В. и ее супруг (С.А.С.) являются членами семьи собственников двух жилых помещений, территориальная комиссия правомерно учла их совокупную площадь при определении степени нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, поскольку обязана была исходить из того, что, соблюдая закон, Сергеева В.В. и члены ее семьи надлежащим образом исполнили нормативно установленную обязанность, связанную со своевременной регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета.

Других сведений о месте своего жительства Сергеева В.В. в территориальную подкомиссию не представила, следовательно, законные основания для принятия иного решения, чем то, которое в настоящее время оспаривается заявителем, у территориальной подкомиссии отсутствовали.

При этом суд принимает во внимание, что, как указано выше, в соответствии с п. 6 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63) сведения о степени нуждаемости обратившегося лица в улучшении жилищных условий могут быть взяты территориальной подкомиссией лишь из строго определенных источников документированной информации (выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; копия свидетельства о браке; копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей); копия трудовой книжки; копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы). Иные материалы в силу установленного нормативного порядка не могли быть приняты территориальной подкомиссией во внимание, тем более, не могли быть учтены, какие-либо устные сведения и утверждения заявителя либо иных лиц.

По этой причине, решение территориальной подкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ и изданный на его основании приказ начальника Управления Судебного департамента в Челябинской области об отказе в постановке Сергеевой В.В. на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения полностью соответствуют подлежащим применению нормам права и не могут быть признаны незаконными.

Вместе с тем, суд учитывает, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой в соответствии с положениями ч. 1 ст. 27 Конституции РФ (которыми установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства) не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, прав государственного гражданского служащего на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность.

При таких обстоятельствах, в том случае, если реальная нуждаемость Сергеевой В.В. в улучшении жилищных условий действительно имеет место, а сведения о регистрации Сергеевой В.В., С.А.С. и С.М.А. по месту жительства в жилых помещениях, принадлежащих родителям, не сопровождалась действительным вселением в них и приобретением прав членов семьи, заявитель сохраняет возможность обращения в суд с иском о признании за собой права на получение соответствующей субсидии.

Подобные требования прямо не направлены на оспаривание правомерности принятого территориальной подкомиссией решения и могут быть рассмотрены только в порядке искового производства, поскольку будут связаны с разрешением спора о праве на получение субсидии. При разрешении такого иска Сергеева В.В. сможет представить доказательства тому, кто именно является членом ее семьи, где они проживают, в отношении каких жилых помещений обладают реальными жилищными правами (являются ли они членами семьи собственников каких-либо жилых помещений).

В соответствии с п. 9. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

При подаче настоящего заявления Сергеева В.В. оспорила правомерность принятого в отношении нее решения Территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента в Челябинской области, указывая на то, что данное решение не соответствует требованиям закона и нарушает ее права.

Такие требования направлены на оспаривание решения государственного органа (его должностных лиц), прямо не связаны с разрешением спора о праве и поэтому в силу ст. 254 ГПК РФ (с учетом положений абз. 2 п. 1, абз. 1 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2) разрешены судом в процессуальном порядке, предусмотренном для рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ.

В удовлетворении заявления Сергеевой В.В. о признании незаконным решения Территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента в Челябинской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.

Судья п/п Д.С. Дерхо

Копия верна. Решение в законную силу не вступило.

Судья Д.С. Дерхо

Секретарь И.А. Гвоздецкая