Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Челябинск ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Скрябиной С.В., при секретаре Усовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Арнгольда А.П. о признании действий Прокуратуры Челябинской области незаконными, УСТАНОВИЛ: Арнгольд А.П. обратился в суд, обжалуя действия прокуратуры Челябинской области, которая разместила в сети Интернет на своем официальном сайте ДД.ММ.ГГГГ его персональные данные и информацию о свершении им тяжкого преступления - мошенничества в особо крупном размере. Данные действия прокуратуры заявитель считал незаконными. В обоснование своих требований заявитель указал, что при рассмотрении гражданского дела по его иску к редакции одной из центральных газет о защите чести, достоинства и деловой репутации, ему стало известно, что информацию о направлении в суд уголовного дела в его отношении и краткой фабуле дела редакция газеты получила из сети Интернет, с официального сайта прокуратуры области. Не имея приговора суда о признании его виновным в совершении преступления, не имея его согласия на размещение информации для свободного доступа, прокуратура области, на его взгляд, незаконно предоставила неограниченному кругу лиц указанную информацию. В судебное заседание заявитель не явился, в ранее проведенном судебном заседании на удовлетворении своего заявления настаивал. Представитель прокуратуры Челябинской области заявление просила отклонить, считая его необоснованным, а действия прокуратуры - соответствующими закону. Заслушав пояснения представителя прокуратуры Челябинской области, исследовав материалы дела, суд находит заявление Арнгольда А.П. подлежащими удовлетворению. Так, в судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте прокуратуры <адрес> был размещен пресс-релиз о направлении в суд уголовного дела в отношении Арнгольда А.П., обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями, мошенничестве и совершении других преступлений. Как видно из текста пресс-релиза, в нем содержалась информация, которая указывала на конкретное лицо - заявителя (его имя и фамилию), содержала информацию о годе его рождения, должность, которую он замещал, информацию об участии и учреждении им ООО «<данные изъяты>», а также утверждении заместителем прокурора области обвинительного заключения в его отношении, которым ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285, частью 4 статьи 159, пунктом «б» части 3 статьи 165, частью 1 статьи 303 УК РФ, направлении дела в суд для рассмотрения. Свои действия по размещению пресс-релиза прокуратура области обосновала положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и действовавшим на момент публикации пресс-релиза приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей». Статья 23 Конституции Российской Федерации провозгласила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют, в том числе население о состоянии законности. В период размещения на своем сайте информации о заявителе прокуратура области в своей деятельности руководствовалась приказом Генеральной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № "О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей". Пункт 1.2 приказа предписывал прокурорам систематически информировать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности, правопорядка, о мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью, по пресечению деятельности организованных преступных групп и других тяжких преступлений. Оперативно сообщать в средства массовой информации о возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим повышенный общественный интерес, ходе и результатах их расследования, судебном рассмотрении и вынесенных приговорах, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законности, о возмещенном прокуратурой ущербе, причиненном как государственным интересам, так и отдельным гражданам. Распространяемые прокуратурой сообщения должны быть точными и сбалансированными. При этом во взаимоотношениях со средствами массовой информации, следовало исходить из требований федерального законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление прокурорского надзора и расследование преступлений. На прокуроров субъектов Российской Федерации была возложена обязанность установить порядок предания гласности материалов прокурорской и следственной деятельности, при этом обеспечить взвешенный подход к отбору материалов для предания гласности; материалы проверок и предварительного следствия предавать гласности в точном соответствии с требованиями федерального законодательства; обеспечить тщательную проверку данных, готовящихся для освещения в средствах массовой информации, следить за тем, чтобы в них не содержались сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информация конфиденциального характера (пункт 2.1). Понятие персональных данных содержится в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных", под которыми понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Статья 7 данного Закона гласит о том, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи: в частности, обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных; в отношении общедоступных персональных данных. При этом к общедоступной информации статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" относит общеизвестные сведения и иную информацию, доступ к которой не ограничен. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (статья 9 данного Закона). Представитель прокуратуры области указала, что расследование уголовного дела в отношении заявителя вызвало повышенный интерес населения, что и явилось основанием для размещения пресс-релиза на сайте прокуратуры. При этом доказательством наличия повышенного интереса и общественного резонанса считала утвержденное заместителем прокурора области обвинительное заключение по уголовному делу, возбужденному в отношении заявителя. Также сослалась на положения части второй статьи 8 Европейской Конвенции от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав человека и основных свобод», где указано, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Вместе с тем суд полагает, что для оперативного информирования населения об уголовном деле не было необходимости, размещая информацию на официальном сайте прокуратуры, указывать на персональные данные заявителя, на основании которых возможно было определить их принадлежность (фамилия, имя, год рождения, вхождение в состав участников и учредителей конкретного юридического лица), имелась возможность обезличить персональные данные заявителя. Заявитель занимал должность начальника Управления образовательного учреждения, которая не относилась к разряду государственных должностей и должностей государственной гражданской службы. В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Учитывая, что в результате действий прокуратуры области было нарушено право истца на неприкосновенность частной жизни, согласия на распространение информации о себе неопределенному кругу лиц заявитель прокуратуре области не давал, суд полагает ее действия незаконными. При обращении в суд заявителем была оплачена государственная пошлина в размере *** рублей, расходы по оплате которой в силу требований статьи 98 ГПК РФ подлежат возмещению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Арнгольда А.П. удовлетворить. Признать незаконными действия Прокуратуры Челябинской области, выразившиеся в размещении ДД.ММ.ГГГГ для свободного доступа в сети Интернет на официальном сайте Прокуратуры Челябинской области персональных данных Арнгольда А.П. и информации о свершении им тяжкого преступления. Взыскать с Прокуратуры Челябинской области в пользу Арнгольда А.П. судебные расходы *** рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 дней. Председательствующий С.В. Скрябина