РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2010 года п.Целина
Целинский районный суд Ростовской области в составе: Председательствующего судьи Костенич Г.В. единолично При секретаре Черныховой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теняковой <данные изъяты> к ФИО2 о признании незаконным решения комиссии ФИО2,
№">УСТАНОВИЛ:
Тенякова Т.И. обратилась в суд с иском к ФИО2 об отмене решения об отказе в назначении пенсии и признании права на получение пенсии, указав, что решением комиссии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии за выслугу лет как педагогическому работнику, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей ввиду отсутствия необходимого отработанного педагогического стажа - 25 лет на момент обращения. В решении указано, что общий страховой стаж составил 25 лет 06 мес. 01 день, а специальный стаж 24 года 09 мес. 05 дней. Комиссия исключила из специального стажа период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой Целинской СШ №, так как должность старшей пионерской вожатой не предусмотрена Списком должностей № 781 от 29.10.2002 г., а также Списком должностей № 463 от 06.09.1991 г. С решением комиссии она не согласна полностью и считает, что ее специальный стаж составляет 25 лет 5 месяцев 27 дней. В списках 1991 г. уже не включена должность старшей вожатой как педагогическая деятельность, так как произошли изменения в политической сфере страны, но до 1991 г. данная должность включалась в список должностей для исчисления стажа и назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, что было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 11959 г. № 1397. Просила суд решение комиссии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении пенсии за выслугу лет как педагогическому работнику, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признать незаконным и обязать ФИО2 произвести назначение и выплату ей пенсии за выслугу лет с момента обращения с заявлением в пенсионный фонд - с ДД.ММ.ГГГГ
Истица Тенякова Т.И. в судебном заседании исковое заявление полностью поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она подала документы в УПФ РФ за назначением ей льготной пенсии, так как у нее было 25 лет стажа в сфере педагогической деятельности, ей сказали, что у нее нет выслуги по сроку отработанных лет и ДД.ММ.ГГГГ вынесли решение об отказе в назначении пенсии. В ее педагогический стаж пенсионный фонд не засчитал 9 месяцев, которые она отработала в должности старшей пионервожатой, хотя засчитали 4 месяца педстажа, когда она работала в педцесанте <данные изъяты> школы. Таким образом, получилось, что ей не хватает 5 месяцев педстажа, хотя, если правильно посчитать и зачесть 9 месяцев работы пионерской вожатой, получается, что ее педагогический стаж составляет уже 25 лет и 6 месяцев. С решением Пенсионного фонда она не согласна, просила признать его незаконным и обязать Пенсионный фонд произвести назначение и выплату пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФИО2., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно п. 3 ст. 25 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях» списки профессий с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, равно как и в связи с педагогической деятельностью, правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждается Правительством РФ. К заявлению Теняковой Т.П. о назначении досрочной пенсии по старости они применили постановление № 781 от 28.10.2002 года, которым утвержден список должностей и учреждений, осуществляющих педагогическую деятельность, и правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Данный список не содержит должности пионервожатой. До этого списка действовало Постановление Совета министров № 463, в котором п. 2 включал в стаж для определения права на досрочную пенсию работу в школах, училищах в качестве штатных пионервожатых, но данное постановление действовало до 01.10.1993 года. 17.10.2003 года было Постановление Минтруда и соцразвития № 70, где в п. 4 было дано разъяснение, согласно которому после 01.10.1993 года, когда перестало действовать Постановление № 463, работа на указанных в нем должностях засчитывается в льготный период, если на момент прекращения действия Постановления № 463 было выработано не менее 2/3 необходимого стажа. Таким образом, период работы пионервожатой у Теняковой Т.И. был бы засчитан в льготный стаж, если бы она на 01.10.1993 года имела педстаж не менее 16 лет и 8 месяцев. После изменения списков трудовой стаж для назначения пенсии подсчитывается по новому законодательству. На основании изложенного просила суд отказать в удовлетворении иска.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 года, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г. и Постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 года.
Как видно из материалов дела, Тенякова Т.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФИО2 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии ФИО2 по назначению, выплате и удержанию из пенсий от ДД.ММ.ГГГГ Теняковой Т.И. отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.
Из протокола заседания комиссии усматривается, что в выслугу лет Теняковой Т.И. не засчитан период работы в должности старшей пионервожатой в Целинской средней школе №.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, в период работы Теняковой Т.И. в должности пионервожатой действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
Отказывая истице во включении в педагогический стаж периода работы в должности пионервожатой, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, усматривается, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч.З Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.
В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Таким образом, поскольку в период работы Теняковой Т.И. в должности пионервожатой работа в данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Суд считает основанными на неправильном толковании правовых норм доводы представителя ответчика о том, что для зачета в специальный стаж периода работы в должности старшей пионервожатой необходимо, чтобы на момент действия Постановления №1397 (т.е. до 01.10.1993 года) Теняковой Т.И. было проработано не менее 2/3 необходимого срока специального стажа, т.е. 16 лет 8 месяцев.
Названный нормативный акт содержал условие о том, что время работы в должности старшей пионервожатой засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Утверждение ответчика, что эти 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения периода работы в должности старшей пионервожатой в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа (что составляет около 8 лет). При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.
Данное условие Теняковой Т.И. соблюдено, более 24 лет ее трудового стажа приходится на работу в должности учителя средней школы, т.е. работы, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.
С учетом изложенного, на ДД.ММ.ГГГГ у Теняковой Т.И. всего специальный стаж составляет 25 лет 6 месяцев 1 день, а страховой стаж - 25 лет 6 месяцев 1 день.
Поэтому требования Теняковой Т.И. о признании незаконным решения комиссии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и признании за истицей права на получение пенсии в соответствии с п. 19 4.1 ст. 27 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Из материалов дела усматривается, что истец обратился в ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных данным решением обстоятельств на момент обращения она имела стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных условиях.
Истица в установленном законом порядке обращалась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей было необоснованно отказано, поэтому суд, признавая за Теняковой Т.И. право на назначение досрочной пенсии в силу пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» считает необходимым обязать пенсионный орган назначить ей пенсию со дня обращения с заявлением в ФИО2.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
№">РЕШИЛ:
Признать решение комиссии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ протокол № об отказе Теняковой <данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным.
Обязать ФИО2 назначить Теняковой <данные изъяты> досрочную пенсию по старости в связи педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его в мотивированной форме.
Судья