Решение по иску прокурора Целинского района Об обязании Администрацию Лопанского сельского поселения организовать в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2012 года п.Целина

Целинский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Костенич Г.В. единолично

при секретаре Киселевой Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лопанского сельского поселения Целинского района, Ростовской области об обязании организовать в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лопанского сельского поселения Целинского района, Ростовской области об обязании организовать в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов, указав, что прокуратурой Целинского района совместно Управлением Россельхознадзора по Ростовской области проведена проверка исполнения возложенных на органы местного самоуправления Лопанского сельского поселения обязанностей, в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора. Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1 пп.74 ст. 17 ФЗ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Вместе с тем, на территории Лопанского сельского поселения не приняты меры к обеспечению сбора, вывоза бытовых отходов и мусора организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии. В населенных пунктах сельского поселения не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, спецтранспорт. В ходе проверки установлено, что на территории Лопанского сельского поселения, на юге от с.Лопанка, расположена несанкционированная свалка ТБО, площадь захламления которой составляет 4 га. В нарушение пункта 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001г. №16 (далее - Правила), санитарно - эпидемиологического заключения на размещение бытовых отходов на указанный земельный участок отсутствуют. Данный земельный участок для размещения полигона ТБО не оформлен, что противоречит п.3.3 названных Правил. Складирование ТБО в нарушение п.5.1 Правил ведется беспорядочно, территории, занятые под складирование ТБО и территории для размещения хозяйственно-бытовых объектов не выделены. В соответствии с п.6 Правил для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Однако данная программа производственного контроля отсутствует, т.к. нет самого производства и специализированного юридического лица, занимающегося данной деятельностью. Выявленная свалка не отвечает СП 2.1.7. 1038-01, что является нарушением ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в указанном муниципальном образовании. Указанные факты подтверждаются актом проверки, проведённой по требованию прокуратуры Целинского района от 20.09.2011, составленным с участием представителя Администрации Лопанского сельского поселения. Таким образом, Администрация Лопанского сельского поселения соответственно не обеспечивает, организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также их утилизацию и переработку, в силу вышеуказанных требований, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания. В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Обязание администрации Лопанского сельского поселения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Просит обязать Администрацию Лопанского сельского поселения Целинского района устранить выявленные нарушения действующего федерального законодательства, принять меры по ликвидации не отвечающих основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам свалки ТБО, находящихся на территории Лопанского сельского поселения Целинского района на юге от с.Лопанка, площадь захламления которой составляет 4 га в 5-и месячный срок; организовать и осуществлять работу по сбору и вывозу ТБО от жителей и предприятий поселения на специализированные полигоны ТБО.

В судебном заседании помощник прокурора Коломыцева М.П. уточнила исковые требования, просила обязать Администрацию Лопанского сельского поселения Целинского района принять меры по ликвидации не отвечающих основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам свалки ТБО, находящейся на территории Лопанского сельского поселения Целинского района на юге от с.Лопанка, площадь захламления которой составляет 4 га, в десятимесячный срок. Просила удовлетворить уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении, от остальных требований отказываются. Отказ от части исковых требований разрешен судом в отдельном определении.

Представитель ответчика Администрации Лопанского сельского поселения в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из акта проверки от 20.09.2011 года, следует, что на территории Лопанского сельского поселения на юге от с.Лопанка расположена несанкционированная свалка ТБО, площадь захламления которой составляет 4 га, что нарушает вышеуказанные требования Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В нарушение пункта 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года №16, санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на указанный земельный участок отсутствует. Данный земельный участок для размещения полигона ТБО не оформлен, что противоречит п.3.3 названных Правил. Складирование ТБО в нарушение п.5.1 Правил ведется беспорядочно, территории, занятые под складирование ТБО и территории для размещения хозяйственно-бытовых объектов не выделены, свалка не отвечает СП 2.1.7.1038-01. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие населения в указанном муниципальном образовании.

Таким образом, поскольку Администрация Лопанского сельского поселения не обеспечивает организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, чем нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания, обязанность по устранению нарушений лежит на ответчике, то уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Лопанского сельского поселения Целинского района Ростовской области в десятимесячный срок принять меры по ликвидации не отвечающей основным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам свалки твердых бытовых отходов, находящейся на территории Лопанского сельского поселения Целинского района Ростовской области на юге от с.Лопанка, площадь захламления которой составляет 4 га.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение месяца.

Судья