Дело 2-508/10Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Целинное 13 сентября 2010 г.
Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи М.В. Родюковой, при секретаре И., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Отделения государственного пожарного надзора по Целинному району о признании действий Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Отделение государственного пожарного надзора по Целинному району (далее - ОГПН) обратилось в суд с заявлением о признании действий Отделения по Целинному району УФК по Курганской области (далее - Отделение УФК), выразившиеся в уведомлении от ... года ... о возвращении без исполнения постановления мирового судьи судебного участка № 23 Целинного района Курганской области от ... года о наложении штрафа на администрацию Целинного района, незаконными. Просит возложить обязанность на Отделение УФК устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОГПН путем принятия к исполнению постановления мирового судьи судебного участка № 23 Целинного района Курганской области от ... года о наложении штрафа на администрацию Целинного района. В обоснование своих требований указывает, что на основании материалов административного дела, возбужденного ОГПН в отношении администрации Целинного района, мировым судьей судебного участка ... ...0 года вынесено постановление о наложении штрафа в сумме 10000 рублей. Указанное постановление ОГПН направило для исполнения в Целинный РО УФССП по Целинному району. ... года постановлением судебного пристава-исполнителя Целинного РО УФССП документ возращен взыскателю ОГПН и указано, что обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой приставов не производится. ОГПН направило постановление от ... года на исполнение в Отделение УФК, которое ... года возвратило документ в ОГПН без исполнения, указав, что постановление от ... года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 23 Целинного района Курганской области не является исполнительным документом. ОГПН считает, что действия Отделения УФК незаконны, нарушают права и законные интересы государства, создают препятствия для осуществления полномочий по взысканию административного штрафа с администрации Целинного район, поскольку ОГПН выступает в качестве взыскателя штрафов за нарушение требований пожарной безопасности и поскольку в соответствии с положениями Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление от ... года является исполнительным документом и положения п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), не могут являться в качестве основания для возвращения без исполнения постановления от ... года мирового судьи судебного участка № 23 по Целинному району по делу об административных правонарушениях.
Представитель ОГПН М. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Отделения УФК Л. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что Отделение по Целинному району УФК по Курганской области действовало в соответствии с п.1 ст. 242.5., а также пунктов 1,2,3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ. Письмом ... года за ... были возвращены документы ОГПН по Целинному надзору на основании главы 24.1 БК РФ. В соответствии с п.3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является непредставления какого-либо документа. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 242.1 БК РФ исполнительными документами являются исполнительный лист либо судебный приказ. К исполнительному документы должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием банковских реквизитов. Постановление мирового судьи судебного участка №23 Целинного района от ... года о назначении штрафа администрации Целинного района в размере 10000 рублей не является исполнительным документом, в соответствии с которым производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Представитель заинтересованного лица администрации Целинного района Ч. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования Администрация района поддерживает, все денежные средства находятся на счетах, поэтому в ином порядке исполнитель постановление невозможно.
Представитель Целинного РО УФССП К. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что служба судебных приставов возвратила в ОГПН по Целинному району постановление мирового судьи, так как данное взыскание должно производить УФК.
Заслушав представителей ОГПН, Отделения УФК, администрации Целинного района, Целинного РО УФССП, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Согласно ч.1 ст. 31.3 КоАП РФ - обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регламентирован статьей 32.2 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 5 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ раскрыто понятие администратора доходов бюджета, которым является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов Государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Должностные лица Государственного пожарного надзора входят в систему государственной власти, действуют от имени и в защиту интересов государства в силу их компетенции, предусмотренной Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ и наделены полномочиями администратора доходов бюджета бюджетной системы РФ.
Из материалов дела следует, что постановлением от ... года мирового судьи судебного участка № 23 Целинного района Курганской области администрация Целинного района привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей. Постановлением от ... года судебного пристава-исполнителя Целинного РО УФССП отказано в возбуждении исполнительного производства в отношении администрации Целинного района о взыскании штрафа, указано, что исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов. Постановление возвращено взыскателю.
... года в адрес ОГПН Отделением УФК направлено письмо ..., которым заявление ОГПН и постановление от ... года возращены без исполнения, поскольку не приложен исполнительный документ о тем самым не выполнены требования п. 1,2 ст. 242.1 БК РФ.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Статьей 12 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях также отнесены к числу исполнительных документов.
В соответствии с ч.1,3 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрен порядок взыскания с бюджетных организаций задолженности по уплате административных штрафов, учитывая, что иного порядка взыскания административных штрафов с бюджетных учреждений не предусмотрено, и руководствуясь принципом исполнимости вступивших в законную силу постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях, в рассматриваемой ситуации возможно применение установленного главой 24.1 БК РФ порядка взыскания с бюджетных организаций задолженности по уплате административных штрафов по аналогии.
В связи с чем, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3- 242.5 БК РФ.
Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица администрации Целинного района, у администрации района нет иных счетов в других банках России, кроме как в Отделении по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области, возможности добровольно уплатить штраф администрация не имеет.
Следовательно, действия Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области о возвращении без исполнения постановления мирового судьи судебного участка № 23 Целинного района Курганской области от ... года о наложении штрафа на администрацию Целинного района, противоречит требованиям вышеуказанных Федеральных законов и нарушают права и законные интересы заявителя выступающего от имени государства.
Действиями Отделения УФК создаются препятствия заявителю для осуществления полномочий по взысканию административного штрафа с администрации Целинного района.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление отделения государственного пожарного надзора по Целинному району о признании действий Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области незаконными.
Признать действия Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области, выразившиеся в уведомлении от ... ... о возвращении без исполнения постановления мирового судьи судебного участка № 23 Целинного района Курганской области от ... г. о наложении штрафа на Администрацию Целинного района Курганской области, незаконными.
Обязать Отделение по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов отделения государственного пожарного надзора по Целинному району путем принятия к исполнению постановления мирового судьи судебного участка № 23 Целинного района Курганской области от ... г. о наложении штрафа на администрацию Целинного района Курганской области.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Целинный районный суд.
Судья М.В.Родюкова
Решение не обжаловано, вступило в законную силу 28.09.2010.