возложение обязанности по строительству



Дело № 2-96/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Целинное 11 апреля 2011 года

Целинный районный суд Курганской области в составе: судьи М.В.Родюковой, при секретаре С.Г.Ишниязовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, обучающихся в МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» к Администрации Целинного района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинного района в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа», Администрации Целинного района, Правительству Курганской области в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности по строительству спортивного зала. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении образовательными учреждениями условий, гарантирующих обучающимся охрану их жизни и здоровья, в результате которой установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 (далее - Закон), образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу п. 2.3.17 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 "О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02" (вместе с " санитарно-эпидемиологическими правилами. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 (далее СанПиН 2.4.2.1178-02), спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Вопреки указанным требованиям законодательства согласно акту проверки <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года по результатам мероприятий по надзору, выданному территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Курганской области в Куртамышском и Целинном районах, в МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» не произведён капитальный ремонт спортзала. Аварийное состояние спортивного зала в указанном общеобразовательном учреждении препятствует необходимому физическому развитию детей. При обследовании данного здания межведомственной комиссией <дд.мм.гггг> г. установлено, что проведение капитального ремонта здания школы нецелесообразно. Просит суд обязать Администрацию Целинного района и МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» построить в срок до <дд.мм.гггг> г. здание спортивного зала, а Правительство Курганской области профинансировать данное строительство.

Впоследствии исковые требования уточнил, просит суд обязать Правительство Курганской области, Администрацию Целинного района произвести финансирование строительства нового здания спортивного зала для МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» за счет областного и местного бюджетов в срок до <дд.мм.гггг> года. Обязать Администрацию Целинного района построить новое здание
спортивного зала в виде пристроя к МОУ «Матвеевская основная
общеобразовательная школа» в срок до <дд.мм.гггг> года.

В судебном заседании заместитель прокурора Целинного района А.М.Вдовин исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что межведомственной комиссией в ноябре 2010 г. было проведено обследование здания спортивного зала и помещение признано аварийным. Профинансировать строительство здания Администрация района и Правительство области должны в том объеме, каком необходимо для выполнения всех работ.

Представитель ответчика администрации Целинного района П.И.Скоробогатов исковые требования не признал, пояснил, что действительно здание спортзала в школе не функционирует, однако бюджет района является дотационным, поэтому район не может построить новое здание спортзала. Считает, что требования прокурора не конкретизированы, не указан объем финансирования области и района.

Представитель Правительства Курганской области М.С.Данина исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов, данное требование прокурором не соблюдено. Нормативно не обосновано требование, предъявленное к Правительству Курганской области. В соответствии со ст. 107 Устава Курганской области Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области. Ст. 115 Устава Курганской области определяет полномочия Правительства Курганской области. Правительство Курганской области правомочно решать все вопросы государственного управления, которые в соответствии с федеральным и областным законодательством входят в его компетенцию. Вопросы финансирования строительства зданий спортивных залов муниципальных образовательных учреждений, в соответствии с федеральным и областным законодательством, не относятся к полномочиям Правительства Курганской области. Согласно постановлению Администрации (Правительства) Курганской области от 1 апреля 2005 года № 100 «Об утверждении положения о Финансовом управлении Курганской области» Финансовое управление Курганской области является органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим функции по выработке и проведению государственной политики, а также по регулированию отношений в сфере бюджетной, налоговой, финансовой деятельности, государственного долга, организации региональных лотерей и их проведения, по государственному финансовому контролю на территории Курганской области и координирующим деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Курганской области.. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 6.1. статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Актом обследования здания начальной школы и спортивного зала МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» от 23 ноября 2010 года здание школы не признано аварийным. Данный акт содержит рекомендацию балансодержателю здания - Администрации Целинного района Курганской области принять решение об экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта здания школы. Согласно Указу Губернатора Курганской области от 7 апреля 2005 года № 75 «О создании межведомственной комиссии по обследованию объектов недвижимости социального назначения на территории Курганской области» рекомендации межведомственной комиссии по обследованию объектов недвижимости социального назначения на территории Курганской области, содержащиеся в акте обследования объекта, носят рекомендательный характер. Прокурором нормативно не обосновано и документально не подтверждено, что восстановление нарушенных прав возможно исключительно в порядке строительства нового спортивного зала, а не ремонта, либо аренды здания. Считает, что прокурор вмешивается во внебюджетные отношения, участником которых не является.

Представитель третьего лица – МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» К исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что с 2007 г. спортзал, который находится в отдельном здании, не функционирует. Неоднократно обращалась в Администрацию района с просьбой оказать содействие в вопросе ремонта, но в связи с нехваткой средств ей отказывали. Уроки физкультуры в настоящее время проходят в рекреациях школы, весной и осенью в хорошую погоду на улице, зимой на лыжах. В школе сейчас обучается 64 ученика.

Представители Финансового Управления Курганской области З и Л исковые требования прокурора не поддержали Л пояснила, что в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В силу пункта 4 статьи 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 названного Кодекса. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 39 Закона «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. Учредителем и собственником муниципального образовательного учреждения «Матвеевская основная общеобразовательная школа» является Администрация Целинного района, которая в соответствии с вышеназванными нормами обязана обеспечить указанное учреждение необходимым имуществом для осуществления им функций образовательного характера. В соответствии со статьей 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам права, требования или обязанности которых не исключают друг друга. Исходя из характера заявленных прокурором требований, отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о возможности процессуального соучастия ответчиков. Кроме того, предъявляя исковые требования к Правительству Курганской области и Администрации Целинного района Курганской области, прокурор не указывает распределение ответственности между ответчиками. Долевая, солидарная или субсидиарная ответственность возникает в случаях, прямо предусмотренных договором или законом. Правительство Курганской области не может нести ни одну из перечисленных выше видов ответственности, ввиду отсутствия оснований, установленных законом, иными правовыми актами или договором для возложения таковой. Кроме того, возложение обязанности по финансированию за счет средств областного бюджета противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, в частности возникновения расходных обязательств (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Настоящие требования прокурора заявлены в интересах МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа», что противоречат положениям вышеуказанной статье ГПК РФ. Также указывает на нарушение п. 3 ст. 131 ГПК РФ, поскольку отсутствует нормативное обоснование ответственности Правительства Курганской области по заявленным требованиям, а также не указаны нормы материального права, на которых прокурор основывает свои требования о возложении обязанности профинансировать строительство нового здания спортивного зала на Правительство Курганской области за счет средств областного бюджета.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области А исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что с 2007 г. в МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» не функционирует спортзал, который находится в аварийном состоянии. По несоответствию условиям в школе санитарным нормам и правилам выносились предписания, на должностных лиц налагались штрафы. Специалисты Роспотребнадзора пришли к выводу, что здание является аварийным на основании визуального осмотра. Спортзал должен быть на первом этаже в пристройке, с наличием душевых кабин.

Заслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 7 Закона РФ от <дд.мм.гггг> N 3266-1 (ред. от <дд.мм.гггг>) "Об образовании") в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Согласно п.1 ч.1 ст. 11 указанного Закона учредителем образовательного учреждения могут быть: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В соответствии с ч.1 ст. 31 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно 6.1 ст. 29 Закона обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 50 Закона РФ «Об образовании» права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Согласно ст. 51 указанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Согласно п. 2.3.17. СанПиН 2.4.2.1178-02" спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х 24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 - 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв. м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв. м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

В соответствии с п. 4.13. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", вступающими в силу с <дд.мм.гггг> года, спортивный зал рекомендуется размещать на 1 этаже здания или в отдельно пристроенном здании. При размещении спортивного зала, на 2-м этаже и выше, должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 x 18,0 м, 12,0 x 24,0 м, 18,0 x 30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м. 4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты. 4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

В соответствии с распоряжениями Управления Роспотребнадзора по Курганской области <данные изъяты> от <дд.мм.гггг>, <данные изъяты> 3332-р от <дд.мм.гггг> года, <данные изъяты>р от <дд.мм.гггг> года, <данные изъяты>р от <дд.мм.гггг> года, в МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» выявлено, что спортивный зал размещен в отдельно стоящем здании, не функционирует (в аварийном состоянии), что является нарушением <дд.мм.гггг>. СанПиН 2.<дд.мм.гггг>-02. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», что отражено в актах по результатам проверки <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года, <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года, <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года, <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года. Аналогичные нарушения выявлены <дд.мм.гггг> года комиссией, созданной на основании распоряжения Администрации Целинного района <данные изъяты>р от <дд.мм.гггг> года, при проведении проверки готовности МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» к учебному году. Постановлением <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года, по делу об административном правонарушении предусмотренному ст.6.7. КоАП РФ предусматривающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, МОУ ««Матвеевская основная общеобразовательная школа» признана виновной и назначен штраф в размере 20000 рублей. Для устранения выявленных нарушений директору МОУ ««Матвеевская основная общеобразовательная школа» вынесены предписания произвести капитальный ремонт спортивного зала в определенный срок, что указано в предписаниях <данные изъяты> 13-1/110 от <дд.мм.гггг> года, <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года, <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года.

Согласно акту обследования здания начальной школы и спортивного зала МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» от <дд.мм.гггг> г. межведомственной комиссии, большой срок эксплуатации здания без проведения капитального ремонта привел к снижению несущей способности основных несущих конструкций здания, деформациям и образованиям трещин в стенах и в перегородках. Комиссией рекомендовано администрации Целинного района принять решение об экономической нецелесообразности ремонта здания.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что учредителем МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» является Администрация Целинного района Курганской области, что подтверждается Уставом МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа». Согласно п.6.1 и п.6.3 Устава собственник имущества в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за Школой здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за Школой, находятся в оперативном управлении Школы.

Здание, где расположена начальная школа и спортивный зал, находится в реестре муниципальной собственности, что не оспаривается сторонами.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, в том числе строительство зданий относится к исключительной компетенции Администрации района.

Согласно ст. 6 Устава Целинного района Курганской области к вопросам местного значения Целинного района, в том числе, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Целинного района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Курганской области; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Целинного района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» с 2007 года не функционирует спортивный зал, данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Права детей, обучающихся в данном учебном заведении, в части создания надлежащих условий для охраны и укрепления здоровья, получения гарантированного образования в соответствии с принятыми стандартами, действительно нарушены данным обстоятельством, однако суд приходит к выводу, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты прав школьников.

Прокурором не представлено в судебное заседание доказательств того, что здание спортивного зала является аварийным, так как заключение межведомственной комиссии от <дд.мм.гггг> г. носит рекомендательный характер. Экспертных заключений прокурором в материалы дела не представлено, ходатайств о проведении экспертиз не заявлялось. Кроме того, прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что осуществление строительства пристройки к зданию школы будет соответствовать градостроительным, пожарным, санитарно – эпидемиологическим нормам.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.<дд.мм.гггг>-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации <дд.мм.гггг> года, на которых прокурор основывает свои требования вступили в действие с <дд.мм.гггг> года и могут применяться к вновь строящимся зданиям, но здание МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» введено в эксплуатацию раньше, соответственно требования данных норм в части определения места размещения спортивного зала не может применяться к данному зданию. Более того, в своих требованиях прокурор просит обязать Администрацию Целинного района построить новое здание в срок до <дд.мм.гггг> года, но с <дд.мм.гггг> года санитарные нормы и правила, на которых прокурор основывает свои требования, прекращают действие.

Истцом не доказана обязанность Правительства Курганской области по финансированию строительства спортивного зала. В силу п.6.1 ст. 29 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации посредством выделения субвенций относится финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

Согласно Закону Курганской области от 16.12.1994 N 1 Правительство Курганской области является высшим органом исполнительной власти, и осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает для представления Губернатором Курганской области в областную Думу проект бюджета Курганской области, а также проекты программ социально-экономического развития Курганской области; обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Курганской области для представления их Губернатором Курганской области в областную Думу; формирует иные органы исполнительной власти Курганской области; управляет и распоряжается собственностью Курганской области в соответствии с областными законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Курганской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Курганской области, а также вправе обратиться в суд; согласовывает назначение на должность прокурора Курганской области; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курганской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, требования прокурора к Правительству Курганской области нормативно не обоснованы.

В силу ч.3 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление, предъявляемое прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно содержать указание на: 1) конкретные интересы материально-правовых истцов; 2) конкретное субъективное право, которое оказалось нарушенным; 3) закон или нормативный правовой акт, который предусматривает данный способ защиты этих прав.

В ходе судебного разбирательства прокурор не указал закон или иной нормативный правовой акт, которые предусматривают способ защиты интересов обучающихся в МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа» как возложение обязанности на Администрацию Целинного района построить новое здание спортивного зала в виде пристроя к МОУ «Матвеевская основная общеобразовательная школа».

Разрешение вопроса о целесообразности строительства нового здания спортивного зала, капитального ремонта имеющегося, либо иных способах восстановления нарушенных прав школьников является прерогативой органов местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Целинного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, обучающихся в муниципальном образовательном учреждении «Матвеевская основная общеобразовательная школа» к Администрации Целинного района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Целинный районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения по делу.

Судья М.В.Родюкова

Справка.

Определением Курганского областного суда, решение Целинного районного суда от 11 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационное определение прокурора-без удовлетворение.

Судья М.В.Родюкова

Решение вступило в законную силу 12.05.2011г.