Дело № 2-110/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Целинное 01 апреля 2011 года Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи М.В.Родюковой, при секретаре А.Г.Меркурьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района в интересах Литвиновой М.И. к администрации Рачеевского сельсовета Целинного района о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Целинного района в интересах М.И.Литвиновой обратился в суд с иском к администрации Рачеевского сельсовета Целинного района с требованием о возложении обязанности поставить истца на учет как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований указывает, что при проведении проверки, после обращения в прокуратуру района М.И.Литвиновой, выяснилось, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в квартире расположенной по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., вместе с дочерью В и зятем И. Жилой дом предоставлен семье Г. В <дд.мм.гггг> г. жилой дом по акту приема – передачи передан в орган местного самоуправления, но в реестр муниципальной собственности не включен. В связи с чем, с семьей Г не заключен договор социального найма и ими не оформлено право собственности на дом. По сведениям регистрирующих органов данных о регистрации права собственности у М.И.Литвиновой, или проживающих совместно с ней членов семьи не зарегистрировано. Данные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о нарушении прав истца на благоприятные жилищные условия, а также на достойное проживание в отдельном жилом помещении. М.И.Литвинова является пенсионеркой, вдовой ветерана Великой Отечественной войны и в силу своего возраста не может осуществлять самостоятельно защиту своих прав и законных интересов в суде. Истец М.И.Литвинова в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела без её участия, с участием представителя В.В.Гавриш. Представитель истца В.В.Гавриш в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и указала, что М.И.Литвинова как член семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны имеет право меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» и жилищным законодательством, в том числе по обеспечению жильем, поскольку собственного жилья истец не имеет. М.И.Литвинова, с <дд.мм.гггг> года, является членом ее семьи, они ведут общее хозяйство, общий бюджет. Квартира была предоставлена колхозом «Путь к коммунизму», затем передан на баланс СПК «Рачеевское», а впоследствии дом был передан на баланс сельсовета. Намерений оформлять права на данную квартиру нет, препятствий по оформлению прав на данное жилое помещение не возникало. Считает, что истец имеет право на обеспечение отдельным жильем, так как М.И.Литвинова в собственности жилья не имеет. Заместитель прокурора Целинного района А.М.Вдовин в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика И.В.Биба исковые требования не признала и пояснила, что после обращения истца в сельсовет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилищно-бытовая комиссия провела обследование жилищных условий М.И.Литвиновой и с учетом нормы жилой площади на 1 человека 15 кв.м.и менее, утвержденной Рачеевской сельской Думой <дд.мм.гггг> года, помещение пригодно для проживания, истцу было отказано в постановке на учет. Представитель третьего лица - Главного управления социальной защиты населения <адрес> Л в судебном заседании пояснила, что исковые требования М.И.Литвиновой не обоснованны, поскольку исходя из акта обследования жилищно-бытовых условий М.И.Литвиновой, она не нуждается в улучшении жилищно-бытовых условий. Квартира в силу закона является муниципальной собственностью, М.И.Литвинова является членом семьи нанимателя жилого помещения. Заслушав объяснение представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Целинного района в интересах М.И.Литвиновой не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» к мерам социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)) относится в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно Решению Рачеевской сельской Думы <данные изъяты> от <дд.мм.гггг> года учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 15 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. В соответствии с п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. В судебном заседании установлено, что М.И.Литвинова является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением Филиала ГУСЗН Курганской области ОСЗН по Целинному району серия В <данные изъяты>, выданного <дд.мм.гггг> года в соответствии с которым М.И.Литвинова имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для членов семей умерших ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами. С <дд.мм.гггг> года М.И.Литвинова проживает по адресу <адрес> вместе со своей дочерью В и зятем И, что подтверждается штампом регистрации по месту жительства в паспорте истца, справкой администрации Рачеевского сельсовета от <дд.мм.гггг> года, сведениями из похозяйственной книги Рачеевского сельсовета на хозяйство В. <дд.мм.гггг> года Литвинова М.И. обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с актом проверки жилищных условий от <дд.мм.гггг> года комиссия администрации Рачеевского сельсовета пришла к заключению об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с актом обследования помещения от <дд.мм.гггг> года, дом <данные изъяты> по <адрес> пригоден для проживания, что также подтверждается заключением от <дд.мм.гггг> года межведомственной комиссии Администрации Рачеевского сельсовета о признании указанного жилого помещения пригодным для проживания. <дд.мм.гггг> года Глава Администрации Рачеевского сельсовета уведомил Литвинову М.И. об отказе ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. <дд.мм.гггг> года истец обратилась к прокурору Целинного района с заявлением об оказании помощи по улучшению жилищных условий. Таким образом, истец, являющаяся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, не вставшая на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до <дд.мм.гггг> года, относится к категории лиц, которым могут быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма при условии соблюдения требований жилищного законодательства. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от <дд.мм.гггг> N 1541-1 (ред. от <дд.мм.гггг>) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. В ходе судебного разбирательства установлено, что квартира, в которой проживает истец, передана, в 2005 году, на баланс администрации Рачеевского сельсовета. Квартира предоставлена семье Г на условиях социального найма. При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, поскольку реализация этих прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Литвинова М.И. является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как представитель истца В,В.Гавриш в судебном заседании пояснила, что ее семья, и М.И.Литвинова, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет. Истец имеет в силу ст. 69 ЖК РФ равные с нанимателем права и обязанности. Доказательств, свидетельствующих о том, что М.И.Литвинова нуждается в улучшении жилищных условий в соответствии с п.п.2,3,4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, истцом не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Целинного района в интересах Литвиновой М.И. к администрации Рачеевского сельсовета Целинного района Курганской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Целинный районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения по делу. Судья М.В.Родюкова Справка Кассационным определением Курганского областного суда от 12 мая 2011 года решение Целинного районного суда Курганской области от 1 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационное определение прокурора Целинного района Курганской области без удовлетворения. Решение вступило в законную силу: 12.05.2011г.