Дело № 2-237/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Целинное 08 августа 2011 года Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи М.В.Родюковой, при секретаре С.Г.Ишниязовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Е.В. к администрации Целинного сельсовета Целинного района Курганской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Целинного района в интересах Павловой Е.В. обратился в суд с иском к администрации Целинного сельсовета Целинного района с требованием о возложении обязанности поставить истца на учет как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований указал, что при проведении проверки, после обращения в прокуратуру района Павловой Е.В. выяснилось, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в квартире расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., состоящей из двух комнат. Квартира принадлежит истцу на праве собственности. Проживает одна. В квартире отсутствует водопровод и канализация, что, по мнению прокурора, свидетельствуют о нарушении прав истца на благоприятные жилищные условия, а также на достойное проживание. Павлова Е.В. является пенсионеркой, вдовой ветерана Великой Отечественной войны и в силу своего возраста не может осуществлять самостоятельно защиту своих прав и законных интересов в суде. Впоследствии прокурор отказался от поддержания иска в суде. Истец Павлова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что её квартира расположена в старом двухэтажном доме, ремонт дома не производился. К дому не подключены центральные водопроводные и канализационные сети, подключено центральное теплоснабжение, но в связи с неудовлетворительным качеством отопления она вынуждена дополнительно отапливать квартиру дровами. Квартира расположена на втором этаже дома, и она в силу своего возраста не имеет возможности поднимать воду и дрова на второй этаж по лестнице. В судебном заседании представитель ответчика Исычко И.Е. исковые требования Павловой Е.В. не признала и пояснила, что после обращения истца в сельсовет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилищно-бытовая комиссия провела обследование жилищных условий Павловой Е.В. и с учетом нормы жилой площади, а также, что она является собственником жилого помещения и помещение пригодно для проживания, истцу было отказано в постановке на учет. Дом не признан аварийным, и применительно к <адрес> жилищные условия Павловой Е.В. являются надлежащими, так как соответствуют той степени благоустройства, которая имеется на территории <адрес>. Представитель третьего лица - Главного управления социальной защиты населения Курганской области Л в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец проживает в жилом помещении и является его собственником, жилищно-бытовые условия удовлетворительные. Заслушав объяснение сторон, третьего лица, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Павловой Е.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального Закона РФ « О ветеранах» для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу п. 2 ст. 21 Федерального Закона РФ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Согласно п.3.1 ст. 23.2 Федерального Закона РФ « О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 п.3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Полномочиями по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, в силу положений ст.52 ЖК РФ наделены органы местного самоуправления по месту жительства гражданина, обращающегося с заявлением о постановке на такой учет. В соответствии с п.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от <дд.мм.гггг> № «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» в случае смерти инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий право на получение субсидии сохраняется за членами их семей, указанными в ст. 21 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» при подтверждении в установленном порядке их нуждаемости в улучшении жилищных условий. Указом Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 года постановлено о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, и федеральное законодательство, и законодательство субъекта Российской Федерации – Курганской области, предполагают возможность обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Согласно п.п.4 и 5 ст.50 Жилищного Кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Решению Целинной сельской Думы № 14 от 13 июля 2009 года учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 15 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. В соответствии с п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года (далее Положение). В соответствии с п. 7 разд. 1 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. В соответствии с абз. 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В соответствии с п. 8 разд. 1 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным либо принадлежит гражданам на праве собственности. В силу п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Отсутствие благоустроенного жилого помещения не обеспеченного горячим водоснабжением и центральным отоплением, само по себе не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, поскольку согласно п.12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В соответствии с п. 41 указанного Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. В судебном заседании установлено, что Павлова Е.В. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным ОСЗН по Целинному району <дд.мм.гггг> в соответствии с которым Павлова Е.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для членов семей умерших ветеранов Великой Отечественной войны. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами. С <дд.мм.гггг> Павлова Е.В. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> постоянно проживает по указанному адресу одна, что подтверждается штампом регистрации по месту жительства в паспорте истца, договором от <дд.мм.гггг> передачи в собственность Павловой Е.В. указанной квартиры, регистрационным удостоверением Курганского межрайонного предприятия технической инвентаризации от <дд.мм.гггг>, справкой № от <дд.мм.гггг> Администрации Целинного сельсовета, справкой ГУП «Кургантехинвентаризация» № от <дд.мм.гггг>, справкой № от <дд.мм.гггг> администрации Целинного сельсовета. Иного жилого помещения в собственности истец на дату обращения к ответчику не имела, что подтверждается уведомлением от <дд.мм.гггг> № Управления Росреестра об отсутствии в ЕГРП сведений о правах Павловой Е.В. на объекты недвижимости. Свидетель К в судебном заседании показал, что работает в отделе архитектуры и градостроительства администрации Целинного района и ему известно, что квартира Павловой Е.В. находится в двухэтажном жилом доме. В доме требуется произвести текущий ремонт. На стенах имеются стяжки, которые установлены уполномоченными лицами. На территории с.Целинное не предусмотрено обязательное подключение дома к водоснабжению и канализации, так как применительно к жилому фонду степень благоустройства многоэтажного дома это наличие централизованной системы отопления. В доме, где проживает истец, имеется центральное отопление. <дд.мм.гггг> Павлова Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Жилое помещение – двухэтажный многоквартирный дом, в котором проживает истеца, не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу. В соответствии с актом проверки жилищных условий Павловой Е.В. от <дд.мм.гггг> комиссия администрации Целинного сельсовета установила, что жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., в том числе жилую площадь <данные изъяты> кв.м., отопление центральное, водопровод, канализация отсутствует. Комиссия пришла к заключению об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с актом № от <дд.мм.гггг> обследования помещения, расположенного по адресу: <адрес> жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, электропроводка в рабочем состоянии, помещение признано пригодным для проживания, что также отражено в заключении № межведомственной комиссии. <дд.мм.гггг> глава Администрации Целинного сельсовета уведомил Павлову Е.В. об отказе ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. <дд.мм.гггг> истец обратилась к прокурору <адрес> с заявлением об оказании помощи по улучшению жилищных условий. Выводы комиссии о признании жилого помещения истца пригодным для проживания подтверждаются также актом Государственной жилищной инспекции <адрес>. Так, <дд.мм.гггг> государственной жилищной инспекцией <адрес> проведены мероприятия по государственному внеплановому контролю и в соответствии с актом № комиссия установила, что двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1968 года постройки. Комиссией выявлены отдельные нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, которые не учтены и не указаны в акте № от <дд.мм.гггг>, что не может являться основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. В соответствии с информацией от <дд.мм.гггг> Администрации Целинного сельсовета на территории Целинного сельсовета находится 1525 жилых домов, в том числе многоэтажных 33 дома. К централизованному водоснабжению <адрес> не подключен, обеспеченность всех многоэтажных домов централизованным водоснабжением составляет 18,2 %. Централизованная канализация в <адрес> отсутствует, имеются выгребные ямы. В соответствии со справкой Управления Роспотребнадзора от <дд.мм.гггг> жилой дом, в котором находится квартира истца не оборудован системой канализации, для удаления отходов имеется выгребная яма, расположенная на расстоянии 50 метров от дома, надворный туалет расположен в 50 метрах от дома, центральное водоснабжение к дому не подключено, колонка центрального водопровода <адрес> расположена в 500 метрах от жилого дома. В соответствии с техническим паспортом на квартиру Павловой Е.В. в разделе «общие сведения о доме» указано, что двухэтажный жилой дом имеет 12 квартир. Дом подключен к телефонной сети, центральному отоплению, электроосвещением, радиотрансляционной сетью. У Павловой Е.В. не имеется иных жилых помещений в собственности, что подтверждается уведомлением от <дд.мм.гггг> № Управления Росреестра об отсутствии в ЕГРП сведений о правах Павловой Е.В. на объекты недвижимости. Таким образом, истец, является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, не вставшая на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до <дд.мм.гггг> относится к категории лиц, которым могут быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма при условии соблюдения требований жилищного законодательства. В судебном заседании установлено, что жилищные условия Павловой Е.В. соответствуют требованиям жилищного законодательства, поскольку истец является собственником жилого помещения, в котором проживает, общая площадь квартиры превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, доказательств непригодности для проживания данной квартиры нет. Дом подключен к центральным сетям теплоснабжения, электроснабжения, в населенном пункте отсутствует централизованная канализация. Учитывая, что в.с.Целинное <адрес>, обеспеченность многоэтажных жилых домов централизованным отоплением, водопроводом и канализацией составляет менее 50 процентов, и таким образом, наличие данных инженерных сетей не относится к обязательным, так как не предусмотрено степенью благоустройства жилого фонда на территории с.Целинное, признание жилого помещения, занимаемого истцом непригодным для проживания, отсутствует, поскольку благоустроенность жилого помещения Павловой Е.В. применительно к населенному пункту соответствует степени благоустроенности жилых помещений, расположенных на территории с. Целинного. Следовательно, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> пригодно для проживания. Доводы истца о том, что дом, в котором она проживает, является аварийным, не нашел своего подтверждения в судебном заседании, истцом не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств, свидетельствующих о данном обстоятельстве, а также о нуждаемости её в улучшении жилищных условий, в связи с чем, отказ Администрации Целинного сельсовета в постановке Павловой Е.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий соответствует закону. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Павловой Е.В. к Администрации Целинного сельсовета Целинного района Курганской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти дней. Судья М.В.Родюкова Справка Кассационным определением Курганского областного суда от 6 сентября 2011 года. Решение Целинного районного суда Курганской области от 8 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Павловой Е.В. – без удовлетворения. Решение вступило в законную силу: 06.09.2011г.