признание права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств в счет компенсации расходов по оплате коммунальных услуг



Дело №2-124/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Целинное                         17 апреля 2012 года

Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Тельманова А.С.,

с участием помощника прокурора Целинного района Курганской области Иванова И.С.,

при секретаре Жаркиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Курганской области в интересах Томиной А.И., Выползовой А.А., Соколовой Л.А., Куликовой Н.П. и Уразбековой А.Х. к финансовому отделу администрации Целинного района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Целинного района обратился в суд с иском в интересах Томиной А.И., Выползовой А.А., Соколовой Л.А., Куликовой Н.П. и Уразбековой А.Х. к финансовому отделу администрации Целинного района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлены факты нарушения прав педагогов по освобождению от оплаты за пользование жилым помещением. Согласно п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», а также Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» за истцами закреплено право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Однако управление социальной политики администрации Целинного района в нарушение действующих норм законодательства установило норматив потребления электроэнергии на освещение жилых помещений в размере 15 Вт на 1 кв.м. общей площади. В связи с чем, на протяжении периода с 2009 по 2011 годы заявители самостоятельно вносили плату за потребленную электроэнергию сверх установленного Управлением социальной политики норматива.

Просит признать за Томиной А.И., Выползовой А.А., Соколовой Л.А., Куликовой Н.П. и Уразбековой А.Х. право на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг и взыскать с финансового отдела администрации Целинного района денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии за период с 2009г. по 2011г. в пользу Томиной А.И. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу Выползовой А.А. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу Соколовой Л.А. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу Куликовой Н.П. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу Уразбековой А.Х. в сумме <данные изъяты> руб.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объёме, по изложенным в исковых заявлениях основаниях. Кроме этого уточнил способ взыскания денежных средств, просил взыскать их с финансового отдела администрации Целинного района за счет казны Муниципального образования Целинный район.

Истцы Томина А.И., Выползова А.А., Соколова Л.А., Куликова Н.П. и Уразбекова А.Х. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили признать за ними право на меры социальной поддержки в виде бесплатного освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг, и взыскать с финансового отдела администрации Целинного района денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии за период с 2009г. по 2011г. С представленными справками из энергоснабжающей организации о суммах уплаченных денежных средств полностью согласились.

Представитель ответчика финансового отдела администрации Целинного района - Черепанова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что согласно Закону Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» педагогическим работкам предоставляются льготы в виде компенсации расходов на отопление и освещение жилого помещения. До ДД.ММ.ГГГГ года льгота предоставлялась за электроснабжение, в ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в Закон, льгота предоставляется за отопление и освещение жилого помещения. Изначально и до ДД.ММ.ГГГГ льгота предоставлялась в виде возмещения расходов энергоснабжающей организации. С ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Закон, натуральная льгота заменена на компенсацию. Педагогические работники сдают квитанцию в бухгалтерию Управления социальной политики, непосредственно работникам выплачивается компенсация.

Представитель третьего лица администрации Целинного района Чеботаренко Н.А. исковые требования не признала, полностью согласившись с доводами представителя ответчика.

Представитель третьего лица - управления социальной политики администрации Целинного района М исковые требования не признала, пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ управление социальной политики администрации Целинного района предоставляли реестры в энергоснабжающую организацию, которая в свою очередь выставляла одну счет-фактуру на всех педагогических работников. После ДД.ММ.ГГГГ педагоги производили оплату за потребленную электроэнергию в полном объеме. После предоставления квитанций возмещается часть понесенных ими расходов. Размер компенсации определяется по формуле.

Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в возражениях на исковое заявление указал, что педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности имеют право на меры социальной поддержки, в том числе компенсации расходов на освещение жилого помещения. Законом Курганской области № 116 от 30.12. 2005г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Законом Курганской области от 7.09. 2005г. № 75. Органы местного самоуправления муниципальных районов наделены так же полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджету на выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Курганской области по предоставлению вышеуказанных мер социальной поддержки. Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 379 от 19.10. 2005г. утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки, согласно которому органы местного самоуправления предоставляют в Финансовое управление Курганской области расчет, подтверждающий фактически произведенные расходы, финансовое Управление на основании расчетов осуществляет перечисление субвенций, которые носят целевой характер. Таким образом, предоставление средств областного бюджета осуществляется в рамках межбюджетных отношений. Согласно распоряжениям Финансового управления Курганской области все субвенции в 2008, 2009, 2010 гг. перечислены в полном объеме. Согласно действовавшего в период спорных правоотношений законодательства, до 01.04.2010г. обязанность по оплате коммунальных услуг, в том числе освещения в полном размере, на педагогических работников с правом последующей компенсации не возлагалась. До указанной даты энергоснабжающая организация обязана была предоставлять данной категории граждан услугу освещения, кроме того, считает неправомерными требования прокурора по возмещению всех понесенных расходов на оплату электроснабжения, так как законом предусмотрено право на возмещение расходов по освещению жилого помещения. Возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено областным законом, влечет увеличение расходов соответствующего бюджета на оплату не предусмотренных законом мер социальной поддержки, что затрагивает права других лиц.

Суд, заслушав участников процесса и изучив материалы дела, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов граждан в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

В силу ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья, и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что истцы Томина А.И., Выползова А.А., Соколова Л.А., Куликова Н.П. и Уразбекова А.Х. являются педагогическими работниками, проживающими в сельской местности, проработавшими в системе образования более 10 лет, данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

В соответствии с пунктами «е», «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением закреплено Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями, действовавшими в период спорных правоотношений).

Пунктом 5 ст. 55 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями, действовавшими в период спорных правоотношений) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. (вступившим в силу с 01.01. 2005г.) установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 ст. 55 ФЗ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъекта Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Статьей 2 Закон Курганской области от 07.09.2005г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним отнесены педагогические работники образовательных учреждений. Действие закона, в соответствии со ст. ст. 1,2,4, 12 Закона, распространены на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года.Согласно п.1 ст. 4 Закона Курганской области № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции от 3.07. 2007г. № 177), педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах -занимаемой жилой площади); освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.

Согласно п.1 ст.4 Закона Курганской области № 75 « О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции от 23.07. 2009г. № 479, действовавшей в период спорных правоотношений) педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения

Меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, педагогическими работниками, занятыми в государственной системе социальных служб, педагогическими работниками организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, работниками физкультурно-спортивных организаций, перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.

В целях реализации указанного Закона Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005г. № 379 (с последующими изменениями, действовавшими в период спорных правоотношений), утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, согласно которому педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005г.

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 13.02. 2007г. № 58 п.9(1) и п.9(2), раздела второго дополнены положением о возмещении расходов электроснабжающих организаций при условии обеспечения ими учета фактически потребленной указанными лицами электрической энергии на освещение жилой площади.

Как следует из показаний истцов, представителя ответчика в Целинном районе, в период до ДД.ММ.ГГГГ года управлением социальной политики администрации Целинного района педагогическим работникам предоставлялась льгота в виде компенсации за освещение жилого помещения, которая перечислялась энергоснабжающей организации – ОАО «Энергосбыт», сверх установленной управлением социальной политики нормы, оплату потребленной электроэнергии педагогические работники вносили самостоятельно. С ДД.ММ.ГГГГ года педагогические работники вносят полностью оплату за всю потребленную электроэнергию, квитанции предоставляют в управление социальной политики для возмещения. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ педагогические работники несли частичные расходы по оплате потребленной электроэнергии, с ДД.ММ.ГГГГ педагогическим работникам возмещается часть понесенных ими расходов после предоставления квитанции об оплате всей потребленной электроэнергии.

Как педагогические работники, вышедшие на пенсию и проживающие в сельской местности, Томина А.И., Выползова А.А., Соколова Л.А., Куликова Н.П. и Уразбекова А.Х. имеют право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате потребленной электроэнергии на освещение занимаемых ими жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что в жилых помещениях Томиной А.И., Выползовой А.А., Соколовой Л.А., Куликовой Н.П. и Уразбековой А.Х. отсутствует отдельный прибор учета потребляемой электроэнергии на освещение жилого помещения, однако им, как педагогическим работникам, на основании расчета, произведенного специалистами Управления социальной политики администрации Целинного района, в качестве меры социальной поддержки предоставлялось бесплатно только определенное количество киловатт часов на освещение, что противоречит федеральному закону.

Отсутствие раздельного учета потребляемой электроэнергии не должно служить основанием для ограничения права педагогических работников на получение данного вида социальной поддержки.

Действующее законодательство не возлагает на педагогических работников обязанность по организации раздельного учета потребляемой электроэнергии.

Истцы, как педагогические работники, вышедшие на пенсию, в соответствии с действующим федеральным законодательством имеют право на меры социальной поддержки, в том числе компенсации расходов на освещение. Данное право никем не оспаривается. Расчет электроэнергии на освещение, сделан управлением социальной политики администрации Целинного района в том числе и в отношении истцов, на основании Постановления Правительства РФ № 306 от 23.05. 2006г. «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которые не регулируют отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки. Таким образом, принимаемый управлением социальной политики порядок расчета потребления электроэнергии для предоставления мер социальной поддержки нарушает права истцов на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Представителями ответчиков не предоставлено доказательств, того, что потребленная Томиной А.И., Выползовой А.А., Соколовой Л.А., Куликовой Н.П. и Уразбековой А.Х. электроэнергия расходуется не на освещение, а на иные цели.

Таким образом, незаконными действиями управлением социальной политики администрации Целинного района по отказу в предоставлении мер социальной поддержки истцам причинены убытки - расходы, связанные с оплатой за потребленную электроэнергию сверх установленного управлением социальной политики администрации Целинного района норматива потребления.

Доводы финансового отдела администрации Целинного района о ненадлежащем предъявлении к ним иска суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст. 125 настоящего Кодекса эти обязанности не возложены на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Законом Курганской области № 116 от 30.12. 2005г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», органы местного самоуправления Целинного района наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.

Согласно Положению «О финансовом отделе администрации Целинного района», финансовый отдел является отраслевым органом администрации Целинного района, обеспечивающим проведение на территории района единой финансовой и бюджетной политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов и организаций Целинного района. В связи с чем, суд считает надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям по взыскании убытков - финансовый отдел администрации Целинного района, который в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Целинного района Курганской области.

Представленные истцами расчеты причиненных убытков суд находит не завышенными, поскольку они подтверждены квитанциями о внесении в кассу ОАО «Энергосбыт» денежных сумм за потребленную электроэнергию; данными электроснабжающей организации по лицевым счетам потребителя за период с ДД.ММ.ГГГГ., согласно которых Томиной А.И. за указанный период наличными в кассу Целинного участка ОАО « Энергосбыт» было внесено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., Выползовой А.А. внесено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., Соколовой Л.А. внесено <данные изъяты> руб., Куликовой Н.П. внесено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., Уразбековой А.Х. внесено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Справками управления социальной политики администрации Целинного района подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. Томиной А.И. было выплачено в счет компенсации расходов за потребленную электроэнергию – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., Выползовой А.А. выплачено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., Соколовой Л.А. выплачено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., Куликовой Н.П. выплачено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., Уразбековой А.Х. выплачено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

При этом, при расчете ущерба, обоснованно не учтена сумма компенсации за ДД.ММ.ГГГГ год и ДД.ММ.ГГГГ года, указанная в справках Управления социальной политики и энергоснабжающей организации, поскольку, как установлено в судебном заседании, в данный период времени льгота предоставлялась непосредственно энергоснабжающей организаций в виде киловатт часов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Целинного района Курганской области в интересах Томиной А.И., Выползовой А.А., Соколовой Л.А., Куликовой Н.П. и Уразбековой А.Х. к финансовому отделу администрации Целинного района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств - удовлетворить.

Признать за Томиной А.И., Выползовой А.А., Соколовой Л.А., Куликовой Н.П. и Уразбековой А.Х. право на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг.

Взыскать с финансового отдела администрации Целинного района за счет средств казны Муниципального образования Целинный район Курганской области денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии в пользу Томиной А.И. в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, Выползовой А.А. в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, Соколовой Л.А. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, Куликовой Н.П. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, Уразбековой А.Х. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной, форме через Целинный районный суд.

Председательствующий:         А.С. Тельманов

Решение вступило в законную силу: 22.05.2012г.