О признании действий Пенсионного органа незаконным, включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Джамбинов Е.В. Дело № 2-38/11 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Троицкое 24 февраля 2011 года

Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Джамбинова Е.В.,

при секретаре Гецилове Д.А.,

с участием истицы Басановой В.Т.,

представителя истца Бувашевой Г.Н.,

представителя ответчика Джальджиреевой Ш.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Басановой Веры Тимофеевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Целинном районе Республики Калмыкия о признании его действий незаконными, о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Басанова В.Т. обратилась в Целинный районный суд РК с указанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Целинном районе Республики Калмыкия (далее – УПФР), мотивируя следующим.

С 1 сентября 1985 года она принята на работу в Троицкую детскую музыкальную школу по классу хореографии, где работает по настоящее время. 31 августа 2010 года в связи с выработкой специального педагогического стажа она обратилась в УПФР для назначения досрочной пенсии по выслуге лет. Однако решением комиссии УПФР № 81 от 09 ноября 2010 года в назначении досрочной пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. В педагогический стаж не был включен период работы с 01 января 2001 года по 31 августа 2010 года в должности преподавателя по классу хореографии МОУ ДОД "Детская школа искусств", в общей сложности 9 лет 8 месяцев. Истица считает, что по ранее действовавшему законодательству она имела право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях, а постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 противоречит закону и не может ухудшать ее положение.

Истица просила суд признать действия ответчика по исключению из специального стажа указанного периода работы неправомерными, обязать ответчика зачесть в специальный стаж для исчисления пенсии по выслуге лет указанный период, назначить и выплачивать ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Басанова В.Т. и ее представитель Бувашева Г.Н. поддержали заявленные требования в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Джальджиреева Ш.Ц. исковые требования не признала и пояснила, что в педагогический стаж Басановой В.Т. не включен период с 01 января 2001 года по 31 августа 2010 года – работа в должности преподавателя по классу хореографии МОУ ДОД "Детская школа искусств", т.к. продолжительность специального стажа работы истицы на 01 января 2001 года составляет менее 16 лет 8 месяцев, а это не отвечает требованиям п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В соответствии с п.2 названной статьи назначение данного вида пенсии производится с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее – Список), и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года.

В соответствии с пунктом 12 данных Правил работа в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" Списка за периоды, начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в указанных в Списке учреждениях продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в указанных в Списке учреждениях.

Из трудовой книжки Басановой В.Т. усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ она переведена в Детскую музыкальную школу преподавателем по классу хореографии и работает там же в указанной должности по настоящее время. Таким образом, стаж работы истицы на соответствующих должностях на 01 января 2001 года составляет 15 лет 04 месяца 01 день.

Из пенсионного дела Басановой В.Т. следует, что она обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решению заседания Комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан УПФР от ДД.ММ.ГГГГ Басановой В.Т. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа на 01 января 2001 года - 16 лет 8 месяцев.

Отказ ответчика в назначении досрочной пенсии по старости суд считает правомерным, поскольку истицей не выполнено одно из обязательных условий, установленных Правилами: специальный педагогический стаж на соответствующих должностях по состоянию на 01 января 2001 года не дает истице права на назначение досрочной пенсии, поскольку его продолжительность менее требуемых 16 лет 8 месяцев.

Показания свидетелей ФИО1 и ФИО2 о том, что они вместе с истицей более 25 лет работают в детской школе искусств, и являются пенсионерами в связи с выработкой специального педагогического стажа, не имеют правового значения для рассматриваемого дела, т.к. назначение указанным лицам досрочной трудовой пенсии не свидетельствует о наличии такого же права у истицы.

Суд не может согласиться с доводами истицы о том, что по ранее действовавшему законодательству она имела право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях, а постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 ухудшило ее положение, т.к. оно противоречит закону, по следующим основаниям.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", изменивший принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, не предусматривает такой вид пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет за отдельными категориями граждан, обеспечивавшихся по прежнему законодательству подобными пенсиями, право на досрочное назначение трудовой пенсии. В частности, в пп.19 п.1 ст.27 этого Федерального закона, включенной в главу VI, регулирующую порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав, указанное право сохранено за лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет. При этом, в п.2 той же статьи 27 определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждения (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список и Правила, конкретизировав применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей". В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены наименования должностей и учреждений дополнительного образования детей.

В пункте 12 Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены критерии, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2001 года № 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067". Этим постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года № 512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному обеспечению, сопровождавшееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 01 января 2001 года в должностях педагога в учреждениях дополнительного образования детей на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную в 2001 году при исключении должности педагога дополнительного образования детей из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, указанные Правила не противоречат закону и не ухудшают положение истицы в сфере пенсионного обеспечения.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Басановой В.Т. у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Басановой Веры Тимофеевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Целинном районе Республики Калмыкия о признании его действий незаконными, о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Целинный районный суд РК в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Е.В.Джамбинов

Копия верна

Судья

Целинного районного суда

Республики Калмыкия Е.В.Джамбинов