об оспаривании действий налогового органа



Судья Немгирова Л.Н. Дело №2-247/2011

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

с.Троицкое 03 марта 2011 года

Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Немгировой Л.Н.,

при секретаре Баглаевой Е.Н.,

с участием заявителя Церенова В.О.,

представителя заинтересованного лица –

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России

№ 2 по Республике Калмыкия Ченкушева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Церенова Василия Оргадыковича об оспаривании действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Церенов В.О. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Калмыкия (далее – налогового органа) по направлению налоговых уведомлений на уплату земельного налога за 2008-2010 гг., мотивируя следующим.

Он имеет в общей долевой собственности земельный участок 1/386; 66,9 гектаров, расположенный по адресу: <адрес>, в границах <адрес> с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия. 15 ноября, 16 ноября, 29 октября, 04 декабря 2010 года налоговый орган направил налоговые уведомления об уплате земельного налога за вышеуказанный участок за 2008г. – 938,07 рублей, за 2009г. – 1163,27 рублей, за 2010г. – 1290,88 рублей, за 2010г. – 1953, 71 рублей. Действия налогового органа являются незаконными, т.к. свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок выдано ему ДД.ММ.ГГГГ Считает, что, направляя указанные налоговые уведомления, налоговый орган нарушил ст.388 Налогового кодекса РФ. Просил суд признать действия налогового органа, выразившиеся в направлении указанных налоговых уведомлений, незаконными и обязать исчислить земельный налог с даты регистрации его права собственности на земельный участок общей долевой собственности, взыскать госпошлину в его пользу.

В судебном заседании заявитель Церенов В.О. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивая на их удовлетворении, и пояснил, что все налоговые уведомления получил в январе 2011г. За 2010г. он получил два налоговых уведомления на уплату земельного налога от 29 октября 2010г. на сумму 1282,54 руб. и от 04 декабря 2010г. на сумму 1953,71 руб. О начислении земельных налогов за 2008г. и 2009г. он узнал в январе 2011г. после получения налоговых уведомлений от 15 ноября и 16 ноября 2010г., После чего оформлял заявление в суд, оспаривая указанные налоговые уведомления, консультировался с адвокатом и поэтому пропустил срок обращения в суд. Просил восстановить пропущенный срок на их обжалование. Возражал против прекращения дела, так как несмотря на принятые налоговым органом меры, от требований не отказывается и настаивает удовлетворении заявления с вынесением решения.

Представитель налогового органа Ченкушев А.А., действующий на основании доверенности 19 января 2011 года, просил производство по делу прекратить, так как налоговым органом требования заявителя удовлетворены на стадии досудебного урегулирования спора, а именно произведен перерасчет земельного налога за 2008г., 2009г., 2010г.. Земельный налог исчислен с даты регистрации права собственности заявителя на земельный участок общей долевой собственности, но указанный перерасчет не представил в судебное заседание. Возражал против восстановления срока на обжалование действий налогового органа.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Цереновым В.О. требований в части по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Церенову В.О. выдано свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности 66,9 га на земельный участок с кадастровым номером категории земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, в границах <адрес>.

Из налоговых уведомлений №149840 от 15 ноября 2010г., №150232 от 16 ноября 2010г., №148936 от 29 октября 2010г., №156960 от 04 декабря 2010г., направленных налоговым органом Церенову В.О., следует, что он обязан уплатить земельные налоги за указанный земельный участок за 2008г. в сумме 969,14 руб., за 2009г. в сумме 1162,96 руб., за 2010г. в суммах 1282,54 руб. и 1953,71 руб..

Из постановления главы администрации Целинного РМО "О предоставлении земельных участков в общую долевую собственность граждан в границах <адрес>" от 22 февраля 2008 года № 129 (с учетом изменений от 21 мая 2010 года) следует, что земельный участок с кадастровым номером из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", находящийся в фонде перераспределения земель Целинного района в границах <адрес>, предоставлен в общую долевую собственность граждан для сельскохозяйственного производства согласно списку (приложение 1). Гражданам, указанным в данном приложении, произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в отделе ведения кадастра объектов недвижимости по Целинному району ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Калмыкия; произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельные участки в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В приложении 1 указан Список граждан, имеющих право на получение земельных долей в <адрес>, в котором Церенов В.О. указан за №328.

В п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.

Согласно ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в т.ч., право собственности.

В соответствии с ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В силу ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками в т.ч., на праве собственности.

В судебном заседании установлено, и это не оспаривалось сторонами, что свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 66,9 га, с кадастровым , выдано Церенову В.О. ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.52, п.4 ст.397 НК РФ физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Пунктом 6 ст.58 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Из указанных налоговых уведомлений следует, что Церенов В.О. должен заплатить земельный налог в установленные в уведомлениях сроки. Для сведения сообщается, что за несвоевременную уплату налога начисляется пеня.

Таким образом, направление налогового уведомления налогоплательщику означает осуществление налоговым органом действий по начислению и требованию уплаты земельного налога с Церенова В.О., но такие действия налогового органа являются незаконными в части предъявления требований об уплате налога за земельную долю 66,9 га. за период до июля 2010 года.

При таких обстоятельствах налоговый орган не вправе требовать от Церенова В.О. уплаты земельного налога с принадлежащей ему земельной доли 66,9 га за 2008, 2009 годы, т.к. он не являлся в указанные периоды субъектом налоговых отношений, а этот земельный участок – объектом налогообложения за те же периоды, поскольку плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на земельный участок. Данное право возникло у Церенова В.О. лишь ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая ходатайство заявителя Церенова В.О. о восстановлении пропущенного срока для обжалования действий по направлению налоговых уведомлений за 2008-2010г.г., суд исходит из следующего.

Из пояснений заявителя Церенова В.О. следует, что указанные уведомления он получил в январе 2011г. О их получении заявитель нигде не расписывался. О незаконном начислении земельных налогов на земельную долю за 2008г., 2009г., 2010г. он узнал, только получив налоговые уведомления. Кроме того, по причине консультаций с адвокатом и оформления заявления в суд, он пропустил срок обращения в суд. Просит восстановить пропущенный срок.

Как пояснил представитель налогового органа Ченкушев А.А., даты, указанные в налоговых уведомлениях, означают даты их составления. Доказательств конкретной даты своевременного направления и вручения налоговых уведомлений об уплате земельного налога за 2008г., 2009г. и 2010г. не представил.

В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в течение трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает, что пропуск срока для обращения в суд для оспаривания налоговых уведомлений от 29 октября 2010г. за 2010г., от 15 ноября 2010г. за 2008г., от 16 ноября 2010г. за 2009г. обусловлен уважительными причинами, так как иное означало бы нарушение конституционного права граждан на доступ к правосудию, и поэтому суд восстанавливает срок на обжалование действий налогового органа.

Довод представителя МРИ ФНС №2 России по РК Ченкушева А.А. о прекращении дела в связи с добровольным удовлетворением требований заявителя несостоятелен по следующим основаниям.

Согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. В судебном заседании заявитель Церенов В.О. не отказался от заявленных требований и настаивал на их удовлетворении. Отмена оспариваемых действий в административном порядке и удовлетворение налоговым органом требований заявителя в соответствии со ст.220 ГПК РФ не является основанием прекращения производства по делу. Данное обстоятельство свидетельствует о признании налоговым органом незаконности начисления земельного налога за период 2008-2010г.г. и направления налоговых уведомлений заявителю. Поэтому суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу.

Разрешая заявленные требования о начислении земельного налога за 2010г. на земельный участок общей долевой собственности Церенова В.О., суд считает необходимым возложить обязанность на налоговый орган исчислить земельный налог с даты регистрации права собственности в соответствии с действующим законодательством, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, требования Церенова В.О. не могут быть удовлетворены в полном объеме по следующим основаниям.

Поскольку в соответствии со ст.333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины, требования заявителя о взыскании государственной пошлины с налогового органа удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Церенова Василия Оргадыковича удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (требования) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Калмыкия, изложенные в налоговых уведомлениях №149840 от 15 ноября 2010г., №150232 от 16 ноября 2010г., №148936 от 29 октября 2010г., №156960 от 04 декабря 2010г. об уплате Цереновым Василием Оргадыковичем земельного налога за 2008-2010г.г. за земельный участок общей долевой собственности площадью 66,9 га. с кадастровым номером .

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Калмыкия исчислить Церенову Василию Оргадыковичу земельный налог за земельный участок общей долевой собственности площадью 66,9 га. с кадастровым номером с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Целинный районный суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись

Копия верна.

Судья Целинного

районного суда РК Л.Н. Немгирова